Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

114 А. В. Ковалева, студент Лесосибирского педагогического института – филиала ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (Лесосибирск, Россия) Kav5163@mail.ru БИБЛИОТЕРАПИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ Семейные взаимоотношения – тема не уникальная в своем роде. Она явля- ется одним из основополагающих факторов психофизического здоровья ребенка. Рассмотрение учеными проблемы детско-родительских отношений началось с появления семьи как социального института. Изучение продолжается по диа- хронической причине, т. е. в постоянном изменении исторических и социальных условий, в которых это явление существует. Несомненно, из-за перемены усло- вий жизни, технического прогресса, глобализации портрет современного ребенка кардинально отличается от портрета ребенка ХХ века. Это можно сказать и о со- временном родителе. По этой причине Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубро- вина, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. Т. Хоментаускас, Д. Б. Эль- конин искали способы решения детско-родительских проблем. В данной статье мы рассмотрим один из современных методов, а именно библиотерапию. Библиотерапия как научный термин начал употребляться в начале ХХ ве- ка. В.Н. Мясищев утверждал, что данный метод следует отнести к компонентам психотерапии, так как он обладает терапевтическими свойствами, а следуя це- ленаправленному чтению, содействует решению личных проблем пациента. В настоящее время библиотерапию активно используют для индивидуальной работы или работы с однородной группой (со схожей проблемой) для пси- хокоррекции эмоциональных состояний [2]. Существуют принципы, при учете которых психотерапевт сможет эффективно задействовать книгу в процессе ле- чения: 1) произведение доступного уровня содержания, 2) располагающий пер- сонаж, 3) идентичность или приближенность ситуаций в которые попадает пер- сонаж с моментами из жизни пациента [4]. Детско-родительские отношения представляют собой отношения между ребенком и родителями, в которых важными условиями являются их взаимо- влияние; эмоционально-психологическая связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно- психологическими, индивидуальными особенностями ребенка [1]. В системе данных взаимоотношений отдельно выделяют родительскую установку на ос- новании следующих параметров: 1) чувствительность – нечувствительность, выражение принятия ребенка, его желаний и потребностей, уважение мнения; 2) поддержка – игнорирование – шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери и эмоциональность; 3) кооперативность – вмешательство – отражает способности матери принимать самостоятельность ребенка, поддер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=