Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

113 школьного психолога с родителями, а морализаторство способно привести к принижению роли родителей в глазах самих детей. Первый этап работы с родителями – повышение их педагогической куль- туры. Оно может осуществляться различными способами: классные часы, тема- тические лекции, просмотр учебных видеофильмов, проведение конференций. Однако, для родителей, имеющих педагогическое образование, оскорбительно предложение повысить педагогическую культуру, так как это ставит под со- мнение их компетентность. Работа с такими родителями должна осуществлять- ся индивидуально, по месту жительства или работы. Это может быть проведе- ние бесед-лекций, а также снабжение актуальной литературой. Следующий шаг работы психолога с родителями – научить их правильно анализировать и оценивать педагогические задачи, которые можно разыграть как сценку, чтобы родители посмотрели и оценили всех участников конфликта со стороны. Во многих случаях сторонний взгляд на собственную проблему позволяет увидеть невидимые до этого грани и сделать правильный вывод от- носительно своего поведения при взаимодействии с ребенком [1]. В работе с родителями школьному психологу необходимо создавать довери- тельные отношения, способствующие развитию у них стремления помочь соб- ственному ребенку, активно включаться во взаимодействие со специалистами школьной психологической службы. В ходе индивидуальной консультации с ро- дителями можно проанализировать реакцию близких родственников на поведение ребенка, обсудить единство и различие в стратегиях взаимодействия членов се- мьи, оптимальные способы поддержки ребенка членами семьи т. д. На некоторые встречи следует приглашать родителя с ребенком для того, чтобы обсудить эф- фективность принятых мер и необходимость их корректировки. Помимо этого, целесообразно установить регламент встреч с родителями, в том числе, с каждым членом семьи. Такая согласованная работа школьного психолога и семьи способ- ствует раскрытию воспитательного потенциала родителей, снижению неадекват- ных реакций ребенка, совместному поиску позитивных черт личности ребенка и ресурсных возможностей семьи, оптимизации детско-родительских отношений, а, следовательно, улучшению ситуации во взаимодействии ребенка с учителями. Литература 1. Ахметханов, Ж. Ю. Коррекционно-воспитательная работа с девиантны- ми подростками на основе сотрудничества с семьей / Ж. Ю. Ахметханов // Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.; Под науч. ред. Ф. Ш. Мухамет- зяновой.– Казань: Казан. юрид. ин-т Мин-ва внутренних дел Рос. Федерации, 2016.– С. 35–40. 2. Буянова, Л. В. Особенности взаимодействия педагога с родителями де- тей, склонных к девиантному поведению / Л. В. Буянова // Устойчивое развитие науки и образования.– 2009.– № 3.– С. 201–207. 3. Романова, Е. С. Психологическая помощь семьям, воспитывающих под- ростков с девиантным поведением / Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева // Чело- веческий капитал.– 2018.– № 6.– С. 77–91.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=