Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

112 А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) karandeeva07@mail.ru ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Современная социальная ситуация, сложившаяся в России и в мире, опре- деляет специфические особенности некоторых категорий населения, что приво- дит к множеству реформ в системах образования и социальной защиты. В этой связи возникает необходимость систематического мониторинга проблем людей, чье поведение сильно отличается от норм, имеющих статус общепринятых или социально желательных (социально одобряемых). Девиантное, отклоняющееся от нормы, поведение подростков является предметом междисциплинарных ис- следований, его различные аспекты изучают психологи, социологи, педагоги и сотрудники правоохранительных органов [3]. Семейное воспитание влияет на становление поведенческих особенностей и нравственных ценностей. В неблагополучных семьях родители могут не об- ращать внимания на своих детей, из-за чего их девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение может перерасти в делинквентное (противоправное). Неблагополучные семьи формируют неправильную модель взаимоотно- шений между членами семьи, что негативно сказывается на психосоциальном развитии ребенка. Факторами, которые могут повлиять на формирование де- виантного поведения у подростка, являются: 1. Отсутствие единодушия в воспитательных аспектах у членов семьи, ко- гда один родитель предъявляет к ребенку определенные требования, а другой – отличающиеся или в корне противоположные. 2. В ситуации затянувшегося развода родителей, которые не могут догово- риться о месте жительства ребенка, пребывающие в состоянии острого кон- фликта, ребенок дезориентирован и не способен выбрать стиль поведения, по- тому что подавлен стрессовой ситуацией и не видит ни в одном из родителей образец для подражания. 3. Насилие как норма поведения в асоциальных семьях, где родители зло- употребляют психоактивными веществами, ведут аморальный образ жизни, может формировать у ребенка неправильные установки и приоритеты [2]. В относительно благополучных семьях родители могут прибегать к таким неэффективным методам взаимодействия с ребенком, как слезы, жалобы, обви- нения, объявление бойкота, либо принимают позицию невмешательства. Это говорит о неготовности таких родителей к результативному воздействию на по- ведение своего ребенка, а также о том, что им требуется сторонняя помощь школьного психолога. Некоторые психологи имеют стереотипное представление о личностных качествах родителей девиантных подростков. Это может осложнить работу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=