Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

11 Л. Г. Степанова, кандидат психологических наук, доцент УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) stepanova_lg@yahoo.com ВОЗМОЖНОСТИ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ На сегодняшний день существует различные психотерапевтические школы и направления, которые предлагают свои подходы к оказанию психологической помощи семьям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Большинство подходов ориентировано на работу с тем, что ограничивает жизнь человека. Эти ограни- чения могут находиться как в самом человеке, так и во внешней системе. Например, плохо функционирующая семья создает внешнюю ограничивающую человека среду, и классическая семейная терапия направлена на изменения этой внешней системы, которая ведет к облегчению симптомов клиента. Другие подходы (например, нарративная практика) сфокусированы в основном на об- разе желаемого будущего и тратят много времени терапии на усиление поведе- ния и образа себя, которые связаны с целями и ценностями самого клиента и соответствуют предпочитаемым историям их жизни. В нарративной практике считается, что травма – это какое-то нарушение важных ценностей, убеждений, идей человека. Например, у каждого есть убеж- дение, как нужно относиться к людям, как вести себя в тех или иных ситуациях и т. д. Это может составлять идентичность, которая формируется из того, во что человек верит, из его ценностей, надежд, убеждений. Именно это делает жизнь человека осмысленной. Когда какие-либо идеи, ценности нарушаются, то воз- никает ощущение потери смысла, появляется травма. В нарративном подходе травматический опыт рассматривается только как половина истории, а вторая половина истории (та, с которой в большей степени и работают в нарративной практике) – этот тот травматический опыт, который человек получил. Важно сконструировать реакцию человека на травму, его со- противление травме, какие действия он предпринял. И тогда есть возможность определить человека так, как его не определяет травма, эти истории определя- ют реакции человека на травму. Если помочь клиенту сконструировать другие линии его жизни, то можно найти другой контекст. Однако это не рефрейминг, который заменяет ориентацию «дверь полузакрыта» в восприятии событий и переживаний жизни человека на ориентацию «дверь полуоткрыта», и не со- здание другого описания, чтобы заменить или отменить изначальное повество- вание. А это про высвечивание незамеченных сторон рассказа, про расширение нарративных ресурсов, доступных человеку. Это «делает для людей возмож- ным изменить и пересмотреть свои взаимоотношения с прошлым (…) для того, чтобы на новых основаниях выстроить отношения с событиями прошлого» [1]. Один из путей подобного восстановления связи с прошлым – выявление и насыщенное описание того, что отсутствует, но подразумевается во всех вы- ражениях жизни. Понятие «отсутствующего, но подразумеваемого» основывается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=