Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

107 А. И. Маликова, старший преподаватель Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (Кокшетау, Казахстан) Е. И. Туровская, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (Кокшетау, Казахстан) Turovskaya.kgu@mail.ru РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В Кокшетауском государственном университете имени Ш. Уалиханова дисциплина «Русский язык» преподается для студентов 1 курса с казахским языком обучения. Программа курса включает в себя поуровневое обучение языку (А1, А2, В1, В2, С1). В процессе работы со студентами, перед преподавателем стоят задачи – научить учащихся грамотно читать по-русски, понимать прочитанный матери- ал, излагать прочитанное письменно и устно; перед преподавателями ставится цель – формирование социально-гуманитарного мировоззрения студентов в контексте общенациональной идеи духовной модернизации, предполагающей развитие на основе национального сознания и культурного кода качеств интер- национализма, толерантного отношения к мировым культурам и языкам как трансляторам знаний мирового уровня, передовых современных технологий, использование и трансферт которых способны обеспечить модернизацию стра- ны и личностный карьерный рост будущих специалистов [1; 111]. Речевую деятельность составляют следующие аспекты: аудирование, гово- рение, чтение, письмо. Аудирование – это одновременное восприятие и понимание звучащей ре- чи. Этот вид работы можно использовать на основе страноведческого и культу- рологического аудиоматериалов. Таким образом, студенты имеют возможность привыкания к разным голосовым характеристикам в русской речи, а также к правильному произношению слов [2; 55]. Так, аудирование является удобной формой в преодолении трудностей лексического характера, которые вызывают- ся распознаванием омонимов ( стих Есенина – ураган стих, в окне нет стекла – вода уже стекла ; наряд (одеяние) – наряд солдата; график (план работы) – гра- фик (художник). Восприятие текста может быть правильным и неправильным, точным и приблизительным [2; 60]. Для достижения положительных результатов пре- подаватель подбирает подготовительные и речевые упражнения. Пример взят из практического занятия «К. Э. Циолковский – основоположник космонавтики и ракетостроения», такие, как: прослушайте и повторите слова ( ракета – раки- та, быть – бить) , упражнения для развития интонационного слуха: Циолков- ский космонавт. Циолковский космонавт? Циолковский космонавт!

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=