Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

104 принцип этнической преемственности , предполагающий, что воспитание бази- руется на выверенном веками народном опыте и соответствует национальным нормам и особенностям. Ведь семья как первый в жизни человека социальный институт, в рамках которого закладываются основы его психического и личност- ного развития, приобретается опыт взаимоотношений с другими людьми, фор- мируются нравственные ценности и установки, в этнопедагогике белорусов рас- сматривается и как главное связующее звено между поколениями. Именно в се- мье как наиболее устойчивой этнической единице складываются благоприятные условия для использования народных педагогических традиций, для формирова- ния традиций народной этики и эстетики. Принципы воспитания, разработанные народной педагогикой, затрагивают и сегодня все стороны жизнедеятельности человека, показывают пути воздействия на будущее поколение, обеспечивают преемственность накопленного опыта от одного поколения к другому. Что же касается характерных особенностей семейного воспитания в этни- ческой педагогике белорусов, то опираясь на исследования современных уче- ных в данной области, мы выделяем следующие: народное внимание к созда- нию семьи, направленность воспитания на подготовку к будущей семейной жизни; участие родственников в воспитании, взаимосвязь воспитательных уси- лий всех членов рода; особенности половозрастной периодизации в семье, пра- ва и обязанности детей каждой возрастной группы; личная ответственность ро- дителей за воспитание детей и общественный контроль результатов воспита- тельной деятельности. Таким образом, в этнической педагогике белорусов семья наряду с други- ми функциями, выполняет функцию воспроизводства этноса, включающую формирование национального самосознания личности, которое формируется под влиянием общества и мировоззрения родителей, а также личной направ- ленности детей на осмысление своей национальной принадлежности. Поэтому одним из отдельных направлений работы учреждения образования с семьей выделяется этнопедагогическое образование родителей, направленное на овла- дение арсеналом народных принципов, методов, средств воспитания и этниза- ции личности, что позволит использовать накопленные знания в семейном вос- питании подрастающего поколения и обеспечит преемственность в использова- нии этнопедагогического наследия своего народа. Литература 1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов.– 2-е изд., испр.– М.: Изд. центр «Академия», 2008. 2. Болбас, В. С . Этнічная педагогіка беларусаў: Дапам / В. С. Болбас.– Ма- зыр: Мазыр. дзярж. пед. ун-т, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=