Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

103 Е. Н. Герасимович, старший преподаватель УО «БГПУ имени Максима Танка» (Минск, Белоруссия) gerasimovich_elena@bk.ru ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВА ОБРАЩЕНИЯ К ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ Современная социокультурная ситуация в обществе – многонациональном и поликультурном, нацеливает не только педагогов, но и родителей в воспита- нии будущего поколения обратиться к этнопедагогическому наследию своего народа, так как «возрастает значимость для общества вцелом этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных отношений» [1, с. 4], что обусловлено всплеском интереса к духовным традициям предков, преемствен- ности в культурном развитии общества в целом. Эффективность использования педагогических традиций народа в совре- менном воспитательном процессе зависит от того, насколько последовательно в его организации и осуществлении придерживаются основных принципов эт- нопедагогики, одной из значимых особенностей которых является то, что они учитывают не только антропологические особенности и социальные условия развития личности, а и специфические моменты способа жизни, форм культуры и быта, национальных и региональных обычаев и традиций [2]. К базовым принципам воспитания в этнопедагогике белорусов, по мнению современных ученых (В. С. Болбас, И. И. Калачева, А. П. Орловаи др.), относятся: – принцип культуросообразности , на основе которого воспитание базиру- ется на общечеловеческих ценностях культуры; – принцип природосообразности , подразумевающий тесную связь человека с природой, где индивид рассматривается как часть природы, а организация воспитания осуществляется в соответствии с природой ребенка; – принцип традиционности , который определяется как опора воспитания на традиции народа, на этноэтическое наследие с ориентацией на общечелове- ческие ценности; – принцип связи воспитания с жизнью , предполагающий, что воспитание не выделяется в специально-организованный процесс, а органично вплетается в многосторонние общественные отношения и все сферы жизнедеятельности; – принцип приоритетности семейного воспитания . Современные ученые (В. С. Болбас, И. И. Калачева, А. П. Орлова, Л. В. Ракова, В. В. Чечет и др.) подчеркивают, что воспитание в этнопедагогике белорусов начинается в семье и на протяжении всей жизни человека семья оказывает существенное влияние на его жизнедеятельность, вследствие чего, приоритетность семейного воспи- тания как в историческом контексте, так и на современном уровне имеет не пе- реходящее значение. На наш взгляд, кроме перечисленных принципов семейного воспитания, выделенных современными белорусскими учеными, базовым также является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=