Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

102 на результаты своих действий, давать анализ ошибок и выявлять причины не- удач, указывать на возможные пути их устранения. Не менее важно создавать в семейном воспитании для ребенка ситуации успеха и анализировать, что повлияло на достижение результата с обязательным поощрением. В-третьих, следует прививать ребенку личностные ценности, с помощью которых он сможет оценивать себя сам и побуждать его к анализу своих дей- ствий и поступков. В семье влияние родителей на развитие у ребенка мотивационной готовно- сти к школе через формирование знаний и представлений о себе может осу- ществляться в двух направлениях: непосредственно, через организацию инди- видуального опыта ребенка в разных видах деятельности самостоятельно или при участии в ней взрослого, и опосредованно, в вербальном плане – через ха- рактеристику его умений, индивидуальных качеств и словесную оценку его по- ведения и деятельности. В первом случае мы можем говорить об индивидуаль- ном опыте, во втором – опыте общения, что будет способствовать формирова- нию двух составляющих внутренней позиции школьника – познавательной по- требности и потребности ребенка в общении со взрослыми. Учитывая, что индивидуальный опыт, полученный при участии в конкретной деятельности с конкретными результатами, необходим для определения ребенком наличия у него определенных качеств, умений и возможностей, в рамках семейного воспитания оптимальной для его накопления следует признать комплементарную деятельность, игровую по форме, но по направленности имеющую игровой характер. Такая промежуточная форма деятельности создает предпосылки овладения учебной деятельностью – соподчинение мотивов и произвольность поведения, следовательно, будет способствовать формированию мотивационной готовности к школе. При организации комплементарной деятельности родителям следует созда- вать ситуации, в которых ребенку можно показать перспективы его роста и со- вершенствования умений, а также помочь в рефлексии своих изменений и необ- ходимых условий для этого, что будет способствовать умственному развитию ре- бенка как важному условию формирования представлений о себе. Умственное развитие в данном контексте выступает как способность ребенка осознавать фак- ты своей внешней и внутренней жизни, умение обобщать свои переживания, свя- занные с ожидание школьного этапа жизни, формирование предпосылок рефлек- сии как способности анализировать себя и свою деятельность. Формирование представлений о себе будет способствовать складыванию представлений об учебной деятельности, что, в свою очередь, окажет положи- тельное влияние на появление у ребенка осознанной мотивации к школьному обучению, обусловленной познавательной потребностью. Литература 1. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович.– М.: Междунар. пед. академия, 1995. 2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Мар- кова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.– М.: Просвещение, 1990.– С. 14–19.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=