Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

101 О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Ю. М. Васина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Поступление в школу для ребенка значит перестройку и смену его соци- альной позиции, поэтому основным критерием психологической готовности ребенка к школе, по Л. И. Божович [1], следует считать внутреннюю позицию школьника, которую она рассматривает как возникающее на стыке дошкольно- го и младшего школьного возрастов личностное новообразование. Мы полага- ем, что одним из наиболее важных условий ее появления необходимо формиро- вание у ребенка образа школьника, включающего восприятие себя как доста- точно самостоятельной личности и осознание собственных возможностей в контексте учебной деятельности. Общепризнанным в детской психологии является положение о том, что ос- новным проявлением мотивационной готовности к школе выступает стремление ребенка учиться и его желание быть школьником, основанное на возможности по- лучать новые знания. Для складывания осознанной мотивации, обусловленной по- знавательной потребностью, а не внешней атрибутикой школьной жизни, необхо- димо сформировать у ребенка представления об учебной деятельности [2]. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют формальное и недетализированное представление об учебной деятельности и условиях ее успешного выполнения. И, прежде всего, ребенок не видит главную причину успеха или неуспеха в дея- тельности в себе самом. В то же время непосредственное и доминирующее вли- яние на формирование у ребенка представлений о себе оказывает опыт его об- щения со взрослыми и сверстниками, индивидуальный опыт предметной дея- тельности и умственное развитие ребенка. В этом процессе определяющая роль принадлежит семье. По нашему мне- нию, роль родителей и других взрослых членов семьи в развитии представле- ний детей о себе состоит, во-первых, в сообщении ребенку сведений о его каче- ствах и возможностях, которые в дальнейшем смогут обеспечить успех его учебной деятельности. Акцент при этом должен делаться на собственных уси- лиях и умениях ребенка как основного компонента достижения цели и получе- ния необходимого результата. Во-вторых, необходима объективная и содержательная оценка деятельно- сти и поведения ребенка. Родители должны обращать внимание дошкольника

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=