Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

99 К. Ю. Брешковская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) karine_br@mail.ru Э. В. Шелиспанская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) shel.ell@inbox.ru ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В контексте современного развития общества образование может рассмат- риваться, с одной стороны, как средство встраивания человека в социум, по- средством освоения личностью, принятых в нём ценностей и норм, а с другой – как процесс профессионального становления, в котором происходит идентифи- кация с обществом и культурой, с социальной и профессиональной группой. Следовательно, ведущими направлениями в подготовке педагогических кадров могут стать: – повышение развивающего потенциала образовательной среды вуза, спо- собной обеспечить творческую деятельность каждого её участника; – организация психолого-педагогических условий, способных выявлять и стимулировать индивидуальные и профессиональные возможности каждой личности. Одним из основных условий организации учебно-воспитательной деятельности в вузе, при котором наиболее целостно воплощается личностное и профессиональ- ное, является педагогическое взаимодействие всех субъектов образовательной среды. Понятие «педагогическое взаимодействие» в психолого-педагогической литературе рассматривается как целенаправленный процесс, в котором осуще- ствляется обмен действиями, операциями, вербальными и невербальными сиг- налами между его участниками. Такое взаимодействие способствует обмену смыслов и ценностей, профессиональных установок, эмоциональных состоя- ний, т.е. всего того, что может оказать влияние на внутренний мир человека и выступить фактором его профессиональной самореализации. Образовательная среда вуза может рассматриваться как интеграция взаи- мосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родите- лями и общественностью; взаимодействия обучающихся между собой, с пред- метами материальной и духовной культуры. Поэтому именно в процессе педа- гогического взаимодействия формируются и проявляются информационные, конструктивно-технологические и коммуникативные связи и отношения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=