Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
97 К. В. Бабина, студент II курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) kris.babina@yandex.ru К. Ю. Брешковская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание – четыре основных процесса памяти, благодаря которым личность может функционировать в об- ществе. С появлением новой информации, новых путей выполнения той или иной деятельности, от памяти требуется запоминание и сохранение новых све- дений, последующего их воспроизведение в решении профессиональных и жизненных задач. Информация, которая не применяется и не повторяется, те- ряет свою актуальность для человека, проходит процесс забывания. В условиях гуманизации и психологизации отечественного образования осо- бое внимание обращается на развитие памяти, так как без этого психического процесса человек мог бы опираться только на свое непосредственное восприятие, отчего полученные знания были бы весьма ограничены. Ученные Л. С. Выгот- ский, Ф. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев подчёркивают сложность понятия «память» и рассматривают её как многоуровневую и многоступенчатую систему перекоди- рования информации, в основе организации которой лежат функциональные сис- темы разных уровней – от уровней с более элементарной переработкой информа- ции, связанных в большей степени с процессами собственно запечатления, до тех уровней, которым предшествует сложная переработка и организация запоминае- мого материала, осуществляемая при участии мышления. В психологической науке принято несколько классификаций памяти по различным основаниям: – по характеру целей деятельности – произвольная и непроизвольная (П. П. Блонский, Г. Эббингауз и др.); – по продолжительности закрепления и сохранения материала – кратковре- менная, долговременная и оперативная (П. П. Блонский, А. А. Смирнов и др.); – по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют – двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную (Г. Мюллер, Ф. И. Зинченко). Говоря об особенностях развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо отметить формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=