Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
94 Н. А. Пронина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) natalie4941@rambler.ru ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Компьютер и другие гаджеты давно и прочно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой ее частью. Мы не представляем свою жизнь без них. Телефон – верный спутник и помощник, он перестал выполнять только одну функцию: по- звонить кому-либо, сейчас благодаря мобильному телефону можно сделать фо- то, которое будет не хуже снимка, сделанного профессиональной камерой, можно переписываться с друзьями в социальных сетях, можно найти необхо- димую информацию в Интернете, слушать музыку, играть в игры и т. д. Отсюда возникает фобия – остаться без зарядного устройства от мобильного телефона или забыть его случайно дома. Если взрослые люди стали зависимыми от гад- жетов, то дети чуть ли не с самого рождения приучаются к ним и не мыслят своей жизни без этих устройств. Современное поколение интернет зависимых создает семьи, воспитывает детей, не отрываясь от экрана мобильного телефо- на, и так как реальное общение является помехой виртуальному, то ребенку вручают на третий день рождения планшет. Если он смотрит мультики, играет в игры, то занят и не отвлекает родителей от взрослых и серьезных проблем. Изучением интернет-зависимости психологи занялись сравнительно не- давно. В конце 90-х годов американский психолог Кимберли Янг впервые по- ставила эту задачу перед научным сообществом. Термин «Интернет- зависи- мость» в категориальный аппарат психологии ввел американский психиатр Ай- вен Голдберг, под которым он понимал «широкий термин, обозначающий больщое количество проблем поведения и контроля над влечениями» [2, с.24]. Среди современных ученых этим вопросом занимались М. Шоттон, Дж. Гро- хол, К. Мюррей, Д. Гринфилд, И. П. Короленко, А. Е. Личко и др. Большое ко- личество исследований свидетельствует об актуальности данной проблемы. В дошкольном возрасте у ребенка происходит активное развитие познава- тельных процессов. Но ребенок, погруженный в виртуальную реальность, име- ет специфические особенности их формирования. Яркие образы современных мультфильмов и ю-туб каналов способствуют появлению клипового мышления. Ребенок не в состоянии анализировать, клас- сифицировать полученные данные, большой объем которых ведет к информа- ционной перегрузке и психологическому стрессу. Ребенок становится нервным, легко возбудимым. Понятны и возникающие в процессе обучения трудности. Страдает речь: ребенок не в состоянии составить рассказ по картинке, опи- сать подробно события прошедшего дня. Усваивает слова с неправильным уда- рением, так как многие блогеры не всегда прибегают к словарю для того, чтобы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=