Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

89 и последствиях ее негативного воздействия можно связать с формированием гностического компонента, исследование которого осуществлялось при помо- щи анкеты, разработанной С. А. Филипповой и С. В. Пазухиной и методики В. Г. Писарева для определения признаков компьютерной зависимости у несо- вершеннолетних. Деятельностный компонент предполагает наличие базовых убеждений, предпочтений, поведенческих установок в отношении совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, коммуникативных, организаторских, практических навыков и умений родителей воспитанников в отношении к про- блеме защиты детей от вредной информации. Для его оценки мы использовали методику «Ведущее эго-состояние» по Э. Берну и анкету «Семейный досуг». Анализ полученных результатов показал, что большинство родителей сле- дуют попустительскому (44 %) стилю воспитания, на втором месте – автори- тарный стиль (31 %) и в меньшинстве – демократический (25 %). Анализ груп- повой иерархии ценностных ориентаций родителей детей подготовительной группы позволил выявить следующее: первое место в списке значимых терми- нальных ценностей испытуемых занимает здоровье (физическое и психиче- ское); второе место для респондентов занимает счастливая семейная жизнь; на третьем месте находится ценность материально обеспеченная жизнь (отсутст- вие материальных затруднений); четвёртое место по предпочтению у родителей занимает интересная работа и пятое место – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Согласно результатам исследования когнитивного компонента, можно сделать вывод о том, что родители имеют представление о возможных послед- ствиях и специфике воздействия вредной информации на когнитивное, лично- стное и социальное развитие детей; технологических средствах контроля и ог- раничения доступа детей к определенным видам информации; хорошо рефлек- сируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннего долга. Но в целом их осведомленность от- носительно негативного воздействия информационной среды на ребенка нельзя назвать исчерпывающей. Для исследования вовлеченности детей во взаимодей- ствие с компьютером родителям был предложен тест Писарева В. Г. Анализ ре- зультатов показал, что больше, чем у половины детей дошкольного возраста (56 %), участвующих в эксперименте имеется склонность к развитию компьютерной зависимости. Отмечено, что родители недооценивают степень вовлеченности во взаимодействие с компьютером собственных детей, что, возможно, объясня- ется личностными особенностями самих родителей. Так, полученные по мето- дике «Ведущее эго-состояние» результаты показали, что 44 % родителей свой- ственно эго-состояние «ребёнок» (что согласуется с попустительским стилем воспитания), 31 % родителей присуще эго-состояние «родитель», 25 % родите- лей – эго-состояние «взрослый». Анкетирование по теме «Семейный досуг» по- казало: большинство родителей испытывают трудности при организации совместного досуга с детьми, наблюдается снижение общей нравственно- этической культуры семьи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=