Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

88 Л. В. Кашуба, студент V курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) С. А. Филиппова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ Современное информационное пространство содержит информацию, по- тенциально опасную для здоровья и развития детей. Актуальность данная про- блема приобретает также в связи с снижением возраста вовлечения детей в са- мостоятельное использование телевизора и компьютера, подключенного к сети Интернет: большая часть детей начинает активно осваивать виртуальное про- странство уже с раннего возраста, мамин смартфон является привычной игруш- кой для двухлетнего ребенка. При этом детская психика располагает ограни- ченными ресурсами в совладании с интенсивными информационными потока- ми, негативной, деструктивной, травмирующей информацией, информацией, наносящей вред различным сторонам развития ребенка – нравственному, эсте- тическому, интеллектуальному и пр. Психолого-педагогическая грамотность родителей в области защиты детей от вредной информации во многом выступа- ет залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье, влияет на формирование информационной безопасности детей и в современной социо- культурной ситуации приобретает особую актуальность. Реализация задачи защиты детей от негативного влияния информационной среды в рамках нашего исследования осуществлялась посредством формирова- ния психолого-педагогической грамотности родителей в ходе психолого- педагогического просвещения в условиях ДОО. Работа проходила на базе ДОО № 111 АО «КБП» г. Тулы. В качестве модели родительской компетентности была использована структура психолого-педагогической грамотности в составе мотивационного, гностического, деятельностного компонентов. Для исследования мотивационного компонента мы использовали методику «Опросник родительского отношения к детям (ОРО)», разработанную А. Я. Варга и В. В. Столиным и методику Милтона Рокича «Ценностные ориентации». Данный аспект исследования является важным, так как поведение ребенка во многом зависит от моделей поведения, демонстрируемых его родителями. При- вычки и стратегии поведения осознанно или бессознательно формируются у де- тей под влиянием убеждений и мировоззрения родителей. Знания об информа- ции, наносящей вред физическому и психологическому здоровью дошкольника,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=