Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
86 О. А. Катренко, УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) kat.o.a@mail.ru ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Сегодня белорусское общенациональное телевидение производит очень мало телепередач для детей. Основной телеконтент, который юная аудитория может смотреть, представлен цифровыми детскими телеканалами. Стоит отме- тить, что ситуация не меняется уже более десятка лет. Детская телеаудитория не интересна государственным и частным вещателям. Основные тезисы здесь – создание телеконтента для детей невыгодно, нет финансирования. Вторая проблема состоит в том, что сами тележурналисты перестали про- являть творческую активность. Низкие заработные платы, отсутствие у некото- рых из сотрудников детской редакции профильного высшего образования яв- ляются весомым препятствием к развитию детского телевещания в Беларуси. Третья проблема исходит из первой и второй. Сегодня востребовано фор- мирование и развитие конвергентных СМИ. Это же касается и детского теле- вещания. Ведь наличие опытных универсальных тележурналистов в редакции – гарант создания высоко качественных телематериалов для детской аудитории. Поскольку белорусские дети фактически остаются без отечественного те- лепродукта, они смотрят по телевизору все то, что находится в зоне их видимо- сти. Это и детские телеканалы, качество которых во много сомнительно, и те- лепродукт, предназначенный взрослым. Как показало наше исследование многие из детей 2–4 класса как город- ские, так и сельские дети смотрят телевизор ночью, с 10 лет обнаруживается явная переориентация на интернет. А между тем в возрасте 9 лет четко отсле- живается ценностный кризис. Дети уходят от духовных ценностей в сторону материальных очень стремительно. Кроме того, идет тенденция: глобальная смартфонизация блокирует разви- тие живого общения внутри семьи. Соответственно наружу выходит дисбаланс процесса воспитания, что может проявляться в падении авторитета родителей, снятие родителями с себя ответственности за воспитание детей и перекладыва- ние ее на плечи воспитателей и учителей, в нарушении неврологического, фи- зиологического, психологического, социального развития детей начиная с ран- него детства, в проявлении серьезных отклонений в их поведении, которые мо- гут привести к асоциальности. Далее наличие у детей смартфонов и доступа в Интернет не позволяет ро- дителям осуществлять контроль над тем, какую информацию дети впитывают, что оседает у них в подсознании, как они ее восприняли. Как отмечают многие психологи, интенсивное воздействие телевидения и интернета провоцирует появление теле- и интернетзависимости.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=