Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

81 Г. В. Валеева, кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stark.k@rambler.ru А. В. Новикова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stark.k@rambler.ru ПРОБЛЕМА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ГАДЖЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В современном обществе все более актуальной становится проблема зло- употребления инновационными технологиями, которые становятся доступны большинству людей. Россияне уделяют общению в Интернете и телефоне (смартфоне) около трети свободного времени. Количество пользователей соци- альных сетей увеличилось с 80 % в 2012 году до 91 % в 2015 году. Среди моло- дежи «этот показатель сейчас составляет 98 %, а среди россиян в возрасте 45– 50 лет – 86 %» [2]. Виртуальное пространство оттесняет, а в некоторых случаях заменяет «живое» общение между людьми, а злоупотребление гаджетами, про- воцирует различные заболевания: портится зрение, ухудшается работа сердеч- но-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, может наблюдаться психическое расстройство. Таким образом, зависимость от социальных сетей, онлайн-игр и гаджетов является одной из доминирующих проблем социальной действительности. В системе воспитания личности данная проблема имеет особое значение. Отметим, что залогом воспитания всесторонне развитой, и действительно уни- кальной личности, является опыт, переданный родителями в процессе живого общения с ребенком. Семейное воспитание – это «система воспитания и обра- зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников» [1]. Важнейшая задача семьи заключается в формировании интеллектуальной, физически, психически и нравственно здоровой личности, готовой к предстоящей общественной деятельности. Однако, в настоящее вре- мя, в процессе семейного воспитания «живое» общение родителей и ребенка отходит на второй план. Сегодня часто можно наблюдать ситуацию, когда про- водящие время вместе родители и дети (в домашней обстановке, на улице, в детских центрах, кафе и т.д.) за несколько часов не говорят друг другу ни слова, полностью погрузившись в виртуальный мир. Сложившаяся ситуация пагубно влияет на развитие ребенка. Например, подобная «психическая депри- вация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отста- ванию в ее развитии» [3]. Умение формулировать собственные мысли должно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=