Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

8 мы посещали семьи рабочей группы и проводили с ними упражнения, направ- ленные на преодоление имеющихся у них проблем. В целом все упражнения прошли успешно, понравились участникам, принесли свои результаты. Члены семей констатировали, что снизилось число конфликтов в их семьях, улучши- лась домашняя атмосфера, повысилось настроение. Третий блок был направлен на накопление подростками практического опыта предотвращения и преодоле- ния конфликтов при взаимодействии с родителями. Он реализовывался при проведении классного часа “Взгляни на мир иначе”. Целью данной работы бы- ло формирование у учащихся таких качеств личности, как толерантность, от- зывчивость, уважение к старшим. [1] Мы провели беседу о роли семьи в жизни каждого человека, ребята написали анонимные письма о своих проблемах в се- мье, представляли фантастические проекты “Моя будущая семья” и защищали их. Толерантность подростки охарактеризовали как способность учитывать и уважать мнение другого, проявлять терпимость к поступкам, которые не все- гда могут нравиться. Взаимопомощь и взаимоуважение дополняют друг друга, по мнению учащихся. И главное в этих качествах – их взаимность. Четвертый блок был направлен на конструирование моделей родительско- го поведения, ориентированного на преодоление конфликтов с детьми. Он реа- лизовывался при проведении родительского собрания “Будем терпимее”. Роди- телям представилась возможность разобрать анонимные письма учащихся, об- судить возникшие проблемы, сделать выводы, а также обменяться опытом на этапе “Твои вопрос – мой ответ”. Также на собрании речь велась о здоровом образе жизни и наказании детей. Заключительный пятый блок был направлен на воспитание таких качеств личности, как толерантность, взаимопомощь и взаимоуважение при организации работы “Клуба семейных увлечений”. Це- лью работы клуба было пробуждение интереса детей и родителей к совместной деятельности и создание атмосферы, способствующей общению друг с другом. После проведения формирующего эксперимента мы получили следующие результаты: члены семей получили опыт бесконфликтного взаимодействия; участникам удалось сконструировать модели поведения, ориентированные на преодоление конфликтов; произошло совершенствование таких качеств лично- сти родителей и детей, как толерантность, взаимопомощь и взаимоуважение. Эффективность формирующего эксперимента была оценена на этапе контроль- ного среза. Определяя динамику в совершенствовании условий семейного вос- питания, мы отметили, что изменения имеют позитивный характер. Многосту- пенчатое обследование уровня детско-родительских конфликтов в семье пока- зало, что высокий уровень проявлений конфликтного поведения был констати- рован у 46 % опрошенных, а это на 10% ниже, чем при констатирующем экспе- рименте. Показатели низкого уровня наоборот увеличились с 6 % до 25 %, то есть в четыре раза. В ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что преодоление конфликтов в системе родительско-детских отношений происходит наиболее успешно, если: – у родителей сформирована субъектная позиция как воспитателей;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=