Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
76 гическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, ко- торый не способен защитить себя в данной ситуации». Исследователь Е. Роланд выделяет в проявлениях буллинга определенных участников – обидчиков (преследователей, агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей), а так же подчеркивает, что буллинг является со- циальной системой. «Индивиды, обладающие высоким потенциалом и общей агрессивностью, испытывающие потребность управлять и подчинять», так определял агрессоров исследователь Д. Олвеус. Главное отличие буллинга от других видов насилия, длительное и непре- рывное течение, оставляющие жертву в состоянии глубокой тревожности и страха, переживать психологическое насилие, изоляцию и одиночество. Современные исследователи буллинга в России И. Бердышев и М. Нечаева (2005) предложили классификацию типов поведения жертвы: активное сопро- тивление, пассивное сопротивление, отказ от сопротивления, бегство от травли, усугубляющее сопротивление. Стоит отметить, что исследователем Е. В. Гребенкиной, был выделен ком- плекс факторов, влияющих на появление буллингового поведения: 1. персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная зани- женная самооценка, высокая импульсивность и др.); 2. поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружаю- щих, вандализм, бесцельное времяпровождение и др.); 3. социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняю- щееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи и др.). Профилактическая работа педагогов и педагогов-психологов должна ори- ентироваться на ликвидацию причин, влияющих на формирование буллингово- го и агрессивного поведения. Анализируя психолого-педагогическую литерату- ру, мы выделили некоторые направления психолого-педагогической коррекци- онной работы: – информирование агрессивных подростков о способах вымещения гнева в социально приемлемой форме: – проигрывание приемов саморегуляции, отработка умения владеть собой, навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; – формирование социально-личностных качеств подростков, как эмпати, отзывчивость и др. Литература 1. Абрамова, А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах лично- сти: Автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Абрамова.– М., 2005. 2. Волкова, E. H. Система защиты детей и подростков от насилия и жестоко- го обращения / E. H. Волкова // Социальная педагогика.– 2007.– № 4.– С. 77–74. 3. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. Кон // Семья и шко- ла.– 2006.– № 11.– С. 15–18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=