Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

75 Н. С. Бобровникова, ассистент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) vicious.angel@yandex.ru СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. БУЛЛИНГ Гармоничное и всестороннее развитие современной личности должно осуществляться в определенных условиях. Мировая глобализация не исключает проявление насилия в процессе социализации подростка. Таким образом, необ- ходимо глубокое исследование феномена насилия в образовательных организа- циях, его предпосылки, формы проявления, последствия в связи с тем, что оно пагубно влияет на безопасность образовательного пространства и отрицательно сказывается на межличностных отношениях всех субъектов образовательного процесса в целом и личности подростка в частности (И. А. Баева, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.). Изучение феномена насилия носит особую важность в подростковом воз- расте, когда формируются образ Я, самосознание, межличностные отношения. Следовательно, в этот возрастной период воздействие любого вида насилия на- кладывает на личность большой отпечаток (Т. Г. Волкова, C. B.Ильина, Е. С. Мень- шикова, Ф. Райе и др.). Проблема насилия широко изучается в мировой психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, А. Миллер, и др.). В отечественной психологической науке изучение насилия так же пользуется широким интересом (E. H. Волков, В. В. Денисов, Г. Н. Киреев, А. Б. Кирюхина, В. А. Ситаров и др.). Понятие «буллинг» (byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, гру- биян, насильник) интерпретируется как запугивание, физический или психоло- гический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем са- мым подчинить его себе. Первые источники анализа проблемы буллинга в Европе и Америке ассо- циируют данное понятие с боевыми брачными играми молодых быков. Публикации о травли в учебных организациях стали появляться в России и за рубежом еще в 19 веке. Первыми исследователями буллинга признаются скандинавские ученые Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. В буллинговой структуре традиционно принято выделять следующие фор- мы проявления - вербальный буллинг (угрозы, оскорбления, саркастические за- мечания, унижение); физический (ребёнка могут толкнуть, ударить); психоло- гический (психологическое давление, оказываемое группой, игнорирование); кибербуллинг (буллинг с использованием социальных сетей). На наш взгляд, наиболее полное и точное определение буллинга было дано Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психоло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=