Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

72 В зависимости от хода развития взаимоотношений различают формирую- щее и деформирующее влияние на взаимосвязь между родителями. При фор- мирующем влиянии семья объединяется перед лицом проблемы, при деформи- рующем происходит обратное – распад семьи [1]. Одна из угловых проблем в воспитании ребенка с ограниченными возмож- ностями здоровья заключается в отношении родителей к ребенку. Согласно классификации американского педиатра Бенджамина Спока, оно может быть различным: родители могут воспринимать ребенка как есть, вследствие чего у него укрепляется уверенность в себе и своих способностях; родители напро- тив могут стесняться «дефекта» ребенка, проявлять излишнюю опеку, что при- водит к его неуверенности в себе и наихудшим вариантом развития ситуации является отказ от ребенка, когда родители не в состоянии принять такое поло- жение дел [3]. Поэтому так важно обращение родителей за помощью к специа- листам, поскольку воспитание подобных детей имеет много различных аспек- тов и требует оказание им своевременной, квалифицированной помощи. На сегодняшний день включение детей с особыми образовательными по- требностями в общую образовательную систему, является одной из приоритет- ных. В РФ полноценно работающая система инклюзивного обучения еще не распространена на федеральном уровне. Данный процесс является довольно долгосрочным. Имеют место быть лишь единичные случаи в наиболее разви- тых регионах страны. Свое распространение идея включения детей с ограни- ченными возможностями здоровья в образовательную систему получила не так давно. Основным толчком послужило создание Организации Объединенных Наций. Именно она предложила рассматривать детей с особыми образователь- ными потребностями наравне с детьми, не имеющими дополнительные образо- вательные нужды и дать им возможность также свободно со всеми детьми по- лучать качественное, доступное образование. Согласно социологическому исследованию, проведенному в Омском ре- гионе среди педагогов и старшеклассников общеобразовательных учреждений, было установлено амбивалентное отношение учителей и учащихся 9-11 классов к детям с особенностями в развитии в рамках инклюзивного образования, а также выявлены различия во взаимодействии с ними. Результаты исследова- ния показали, что учащиеся старших классов не осведомлены на достаточном уровне о возможных заболеваниях и способах взаимодействия с такими детьми в различных ситуациях. Было установлено, что поведенческий аспект взаимо- действия (на момент проведения исследования) находился на первичной стадии формирования, а также было выявлено достаточное расхождение во мнениях опрошенных, что следует учитывать в процессе управления системой инклю- зивного образования в школах. Таким образом, проблема воспитания детей с ограниченными возможно- стями здоровья особенно актуальна на сегодняшний день. Она требует деталь- ного внимания и рассмотрения, поддержки со стороны государства и квалифи- цированной работы по диагностике, анализу и решению данного вопроса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=