Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

7 Ю. М. Васина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru О. А. Асмаловская, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oksana.as@mail.ru ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превы- шает другие воспитательные воздействия. Целью нашего исследования стало выявить социально-педагогические условия эффективного преодоления кон- фликтов в детско-родительских отношениях. В задачи формирующего экспе- римента входило: – накопление членами семьи опыта бесконфликтного взаимодействия; – конструирование моделей поведения, ориентированных на преодоление конфликтов в семье; – обыгрывание бесконфликтных моделей поведения; – воспитание таких качеств личности, как толерантность, взаимопомощь, взаимоуважение. Формирующий эксперимент состоял из 5 блоков. Первый блок был на- правлен на коррекцию поведенческих отклонений в семье с помощью тренинга преодоления конфликтов Н. Н. Никитина. Во время проведения тренинга, кото- рый проходил в течение 3 дней, участники выполняли различные упражнения, направленные на коррекцию конфликтного поведения. Такие тренинги, как “Неоправданные чувства” и “Губительное мышление” позволили членам семей приобрести некоторый опыт работы с конфликтом, осмыслить свои действия и поступки, найти причину неблагоприятных последствий. Второй блок был направлен на совершенствование условий семейного воспитания с помощью индивидуальной работы с семьями. [2] На этой ступени

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=