Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
69 Данные исследования показывают, что лишь у 30 % детей выявлен высо- кий уровень развития наглядно-образного мышления, характеризующийся на- личием у ребенка способности самостоятельно устанавливать отношения «мо- дель-оригинал», выделять главные и создавать второстепенные образы. Допустимый уровень развития наглядно-образного мышления, был выявлен у 30 % детей так как при выполнении разного рода заданий они нуждаются в помощи взрослого; такие дети затрудняются оперировать образами без наглядной основы, главные образы не устойчивы, а второстепенные создаются ими с трудом. 40 % детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления, так как они не могли оперировать образами без использования наглядной опоры, затруднялись в выделении центрального образа, а создание второстепенного образа без помощи взрослого было невозможным. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости развития наглядно-образного мышления детей 5 лет общим недоразвитием речи через конст- руирование в условиях семьи, а не только в дошкольных учреждениях [2]. В своей работе мы выделили следующие пути развития наглядно-образного мышления детей 5 лет с общим недоразвитием речи через конструирование из бросового материала в условиях семьи. Они имели следующую структуру: 1. Занятия на конструирование по образцу (занятия № 1–3). Занятия строились с учетом того, что дети еще не имели необходимого опы- та для овладения конструктивной деятельностью. На таких занятиях детям сна- чала показывался расчлененный образец конструкции, далее происходило его обсуждение, а затем детям предлагалось воспроизвести данную конструкцию; 2. Занятия на конструирование по условиям (занятия № 4–6). Предполагают создание ребенком знакомых конструкций с учетом игро- вых требований. Здесь детям не дается образец построения заданной конструк- ции, а диктуются условия, которым должна соответствовать постройка. 3. Занятия на конструирование по замыслу (занятия № 7,8). Занятия ориен- тированы на способность детей самостоятельно создавать замысел будущей конструкции. Здесь дети уже должны иметь обобщенные представления о кон- струируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь использовать знания и умения, полученные ранее. 4. Занятия на конструирование по замыслу и теме (занятия № 9–10). На данных занятиях мы задавали детям общую тематику постройки, а далее пре- доставляли детям возможность самостоятельно создавать ее замыслы, выбирать материал, из которого она будет изготовлена, и способ ее выполнения Выше- сказанное подтверждает, что занятия конструированием со своим ребенком по- ложительно влияют на развитие его наглядно-образного мышления. Родителям следует понимать важность этого процесса на ранних этапах развития своего ребенка и вовремя создавать все необходимые для этого условия. Литература 1. Парамонова, Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: Лекции 1–4 / Л. А. Парамонова.– М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=