Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

68 С. А. Пронина, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) SvetaPronya@yandex.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Проблема развития и становления наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста является важной в психолого-педагогической практике. Целенаправленное воспитание и организация совместной деятельности с деть- ми, страдающими общим недоразвитием речи, является главным условием раз- вития их мыслительной деятельности. Такой совместной деятельностью могут являться занятия по конструированию. Конструирование – важный вид деятельности ребенка дошкольного воз- раста, который связан с моделированием действительно существующих либо выдуманных детьми объектов. Конструируя, дети учатся различать вешние ка- чества предметов (форму, величину, строение и т. д). Существует целый раздел конструирования – конструирование из бросового материала. Бросовый мате- риал-это предметы, которые человек использует в повседневной жизни, а затем выбрасывает за ненадобностью. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповто- римый мир. А кто как не семья поможет ребенку это сделать? Родители, поль- зуясь игровыми приемами, побуждают его изменять привычные ему постройки по заданным условиям, а затем могут предложить соорудить постройку по соб- ственному замыслу или на определенную тему [1]. Нами было проведено исследование, целью которого являлось определить условия развития наглядно-образного мышления детей пяти лет с общим недо- развитием речи через конструирование в условиях семьи. В эксперименте при- нимали участие 7 воспитанников старшей группы с ОНР (III уровень). Крите- риями развития наглядно-образного мышления выступали способность уста- новления соотношения «модель-оригинал», умение оперировать образами без использования наглядности, создавать главные и второстепенные образы, уме- ние преобразовывать их. Исследование показало, что высокий уровень развития наглядно-образного мышления присутствует у тех детей, чья семья принимает активное участие в развитии их наглядно-образного мышления через занятия конструированием.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=