Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

67 • эмоциональной дезорганизации (состояние шока, растерянности, беспо- мощности, страха, чувства вины и неполноценности); • негативизма и отрицания (попытка защитного устранения эмоциональ- ной подавленности и тревоги, отрицание болезни, сомнения в компетентности врачей, поиск «чудесных средств» исцеления и пр.); • горевания (состояние глубокой депрессии, хронического чувства гнева, горечи, отчаянья, безнадежности, иногда суицидальные мысли); • эмоциональной реорганизации (приспособление, принятие особенностей ребенка, развития реалистичного взгляда на болезнь, выработка оптимального стиля жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими). С учетом специфики острого дошкольного психиатрического отделения психологическое сопровождение семей проводится на всех стадиях психологи- ческого стресса, которые проходят родители, где особое значение уделяется «эмоциональной дезорганизации». Родители впервые сталкиваются с измене- ниями в психическом развитии ребенка и узнают о диагнозе, что, как правило, вызывает реакцию шока, страха и чувства беспомощности. От своевременности и профессионально выбранных подходов в каждом индивидуальном случае бу- дет во многом зависит эффективность прохождения последующих стадий с оп- тимальным «выходом» на развития реалистичного взгляда родителей на бо- лезнь ребенка, принятие ими ответственности. Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограничен- ными возможностями здоровья, одновременно строится в следующих направ- лениях: • оптимизация психологического и эмоционального состояния членов семьи; • информирование об особенностях ребенка с психическими нарушениями, специфике воспитательных подходов, построения внутрисемейных отношений; • обучение эффективным способам коммуникации с ребенком. Реализация данных направлений осуществляется в следующих формах работы: • психолого-педагогическая работа с ребенком; • индивидуальная работа с родителями как первый шаг к осознанию про- блемы и способов ее решения (анкетирование, полное информирование о со- стоянии ребенка в доступной форме); • групповая работа (тренинги, родительские клубы); • работа на макроуровне (совместное посещение семьи культмассовых ме- роприятий (театр, кинотеатр). Таким образом, при построении лечебно-реабилитационных мероприятий детей дошкольного возраста в условиях психиатрического стационара важную роль занимает целенаправленная систематическая работа коррекционного психо- лога с семьей, предполагающая, в первую очередь, оптимизацию внутреннего эмоционального состояния родителей, от благополучия которых будет зависеть уровень и качество адаптации и социального функционирования ребенка в целом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=