Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
66 Е. С. Попова, медицинский психолог ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой» (Москва, Россия) ecpopova@mail.ru Е. В. Подурова, медицинский психолог ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой» (Москва, Россия) evgenia.podurova@yandex.ru Г. Р. Фахретдинова, медицинский психолог ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой» (Москва, Россия) fgr-77@rambler.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В настоящее время в связи с увеличением количества новорожденных с па- тологией развития проблема хронического стресса родителей детей с ограничен- ными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Этот стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает деформирующее воз- действие на психику всех членов семьи и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся жизненных стереотипов. Основные трудности в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, заключаются в следующем: • длительное хроническое состояние тревоги, отчаяния, отсутствия пер- спективы на будущее, одиночества, непонимания окружающими; • проблемы сохранения семьи; • частые материальные трудности; • проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации; • фрустрация ряда потребностей (в общении, продолжении рода); • частые психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и пр.; • полная поглощенность проблемами ребенка; • изоляция от общества в целом. В условиях психотравмирующей ситуации родители испытывают силь- нейший психологический стресс, в динамике которого выделяется 4 основ- ных стадии:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=