Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
65 На заключительном этапе проводится з акрепление полученных знаний и пере- нос полученных умений и знаний на другие виды деятельности. Мероприятия осуществляются с учётом принципа последовательной под- готовки к обучению грамоте, в котором учитываются уровни формирования предпосылок возникновения письменной речи: уровень буквы; уровень слога; уровень слова; уровень словосочетания; уровень предложения; уровень текста. Работа по совершенствованию фонематического восприятия в большом объёме ведётся при изучении нового звука и дифференциации ранее отработанных. Ро- дителями обращается особое внимание на осознание детьми правильной арти- куляции звука, на формирование у них чёткого кинестетического образа данно- го звука, и общих представлений о нём. Далее проводится работа над формированием сложных форм фонематиче- ского анализа и синтеза слов, что помогает овладеть произношением сложной звукослоговой структуры и предупреждает её искажение на письме. В процессе всего обучения слоговому анализу дети учатся выделять гласные в слове, каж- дом слоге, а далее определяют количество слогов по количеству гласных. Опо- ра на гласные звуки при слоговом делении поможет предупредить пропуски и добавление гласных на письме. Постепенно дети приучаются мысленно ана- лизировать количество и последовательность слогов в слове, что особенно по- лезно детям в целях овладения воспроизведением слов сложной звукослоговой структуры в устной речи и на письме. В работе над предложением основной целью является научить детей осоз- нанно осваивать структуру предложения, анализируя её выделяя главные чле- ны; дополнять предложения, опираясь на вопросы разных падежей, распро- странять путём подбора признаков, правильно строить предложения, опираясь на графические схемы и без них. В процессе углубленного изучения структуры предложения уточняются и закрепляются грамматические связи между всеми словами, что даёт возможность в определённой системе практически упражнять детей в словоизменении во время работы над фразой. Работа над оформлением предложения ведётся в тесной связи с уточнением и расширением словарного запаса путём развития функции словообразования. Однако, помимо чисто речевых навыков, будущим школьникам необходим дос- таточно высокий уровень развития определённых неречевых функций: зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, пространственных ориентировок. Предлагаемая система работы позволяет учителям-логопедам в полной ме- ре вовлечь родителей в пропедевтическую работу по предупреждению наруше- ний письма у детей с ФФНР. Литература 1. Лещенко, С. Г. Нарушения письменной речи у младших школьников 8–9 лет / С. Г. Лещенко, И. А. Крошко // Культурно-оздоровительные услуги в уч- реждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. ста- тей и материалов Всерос. науч.-практ. конф.; Под ред. И. А. Кувшиновой, Е. Б. Плотниковой.– Магнитогорск: МаГУ, 2011.– С. 75–78.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=