Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
64 С. Г. Лещенко, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) svet-lanal@mail.ru СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР Количество школьников, страдающих нарушениями письменной речи, в настоящее время увеличивается, что отмечают многие педагоги, логопеды, ро- дителями учеников. В числе прочих причин этого явления следует выделить не- достаточную пропедевтическую работу с дошкольниками, малую вовлеченность родителей к процессу подготовки, излишнюю вербализацию обучения грамоте при относительно коротком букварном периоде, а также установки на скорочте- ние в младших классах [1]. В логопедии теоретически показано, что профилак- тику дисграфии обеспечивает пропедевтическая работа в системе от четких мел- ких кинестезий, от слуховых и зрительных ощущений – к правильному воспри- ятию понятий: артикулема / фонема – графема – слог – слово – предложение. Однако, как показывает опыт работы, педагогом, не всегда и не во всех дошко- льных учреждениях этому уделяют должное внимание, учитель в школе, считая подобного рода, материал усвоенным первоклассниками, на нём не останавлива- ется, а родители не обладают необходимой компетенцией в данном вопросе. Предлагаемая система мероприятий по проблеме предупреждения различных видов дисграфий у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР адресована не только педагогам, но и родителям детей с нарушениями речи. Основными задача- ми системы являются совершенствование фонетического восприятия (дифферен- циация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный и зрительный анали- заторы; совершенствование способности к дифференциации акустически близких звуков, различению их по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости изолированно и в потоке речи; развитие сложных форм звукослогового анализа и синтеза; обо- гащение словаря путём словообразования и словоизменения, систематизация его с целью установления прочных смысловых связей между словами; совершенство- вание зрительного внимания и памяти, пространственных ориентировок; развитие мелкой моторики, подготовка кисти ребёнка к письму. Работа традиционно проводится в три этапа. Основные задачи и направле- ния работы подготовительного этапа это развитие слухового и зрительного внимания, развитие слуховых дифференцировок, развитие фонематического восприятия и уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. Коррекция звукопроизношения проводится в случае необходимости. Ос- новные задачи и направления работы основного этапа это развитие слухового и зрительного внимания, развитие фонетического анализа и синтеза, а также развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозици- онных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=