Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
61 У. С. Крюкова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) y.kryukova2013@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА ШЕСТИ ЛЕТ С ОНР В настоящее время изучение произвольного внимания у старших дошколь- ников с общим недоразвитием речи остается одной из важнейших тем в сфере психологии. Проанализировав научную литературу, было выявлено, что произ- вольное внимание прямым образом влияет на готовность ребенка к школьному обучению. Оно имеет тесную взаимосвязь с другими психическими процессами, а именно, с памятью, мышлением и речью. Сенситивным периодом для развития произвольного внимания является старший дошкольный возраст, поэтому именно в этот период необходимо развивать данный психический процесс. Большое влияние на развития ребенка оказывает его семья. Семья – это один из первых институтов социализации ребенка, один из источников его жизненного опыта. С давних времен, семья – это самое важное в жизни челове- ка. Ребенок учится, подражая своим родителям, и без должного внимания с их стороны, он не сможет стать полноценным членом общества. Семья играет ог- ромную роль в развитии внимания ребенка. Рождаясь, ребенок наблюдает за окружающим его миром, а так же за своими родителями. Родители же в свою очередь подпитывают этот интерес различными играми и упражнениями, кото- рые благоприятно влияют на развитие детей. Для того, что бы определить какое влияние для ребенка с общим недоразвитием речи оказывает семья, нами была проведена исследовательская работа. Для изучения уровня развития произволь- ного внимания детей шести лет с ОНР была составлена диагностическая про- грамма, в которую вошли следующие методики: Пьерона-Рузера, Методика «Запомни и расставь точки» (из сборника Немова Р. С.), Методика «Перепутан- ные линии» (Модифицированный вариант М. Н. Ильиной), Методика «Рисова- ние треугольников» (Из сборника Осиповой А. А., Малашинской Л. И.), Мето- дика «Домик» (Н. И. Гуткиной). Диагностика произвольного внимания прово- дилась в МБОУ ЦО № 7. Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. В экспериментальную группу вошли 9 детей старше- го дошкольного возраста с ОНР, из них 6 мальчиков и 3 девочки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=