Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

59 Н. В. Круглова, магистрант факультета философии и социальных наук УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) Kruglova_nadya95@mail.r u ИНКЛЮЗИВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ По официальным данным Министерства труда и социальной защиты Рес- публики Беларусь численность детей-инвалидов в Беларуси в возрасте до 18 лет на 1 августа 2018 года составляет 31,632 ребенка. Для сравнения, на начало 2015 года численность таких детей составила 27,4 тыс., а в ноябре 2012 года – 25,8 тыс. детей в возрасте до 18 лет [1]. Таким образом, мы наблюдаем тенден- цию роста числа детей с ограниченными возможностями. Эти дети относятся к категории детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) и требуют особого отношения к себе: им необходимо специальное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение. Также эти дети нуждаются в специальном образовании, соответствующем их потребностям. До недавнего времени эта категория детей была дискриминиро- вана в праве на получение образования в общеобразовательных школах. В настоящее время социализация этих детей, т.е. полное включение их в систему социально-бытовых отношений является одним из приоритетных направлений в совершенствовании белорусской системы образования. Вклю- чение детей с ОПФР в социальную жизнь подразумевает и возможность обу- чения таких детей наравне с нормально развивающимися детьми. Этот прин- цип реализуется в системе инклюзивного образования, которая предполагает – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных воз- можностей. С 2014/2015 учебного года в Беларуси реализуется проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждении образования. В нем было за- действовано 8 школ. В 2016/2017 году по экспериментальному проекту работа- ют уже 20 инклюзивных классов. Возрастает количество учреждений общего среднего образования, в которых создана адаптивная образовательная среда. Если в 2014 году таких учреждений было 280, то в 2015-м – 951 [2]. В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного об- разования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса. Наиболее важные из них: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь – «О правах ребёнка»; «Об образовании»; «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»; «Об общем среднем образовании»; «О языках в Республике Беларусь»; Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=