Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

57 специалистов психолого-педагогического профиля к взаимодействию с заме- щающей семьей, расширение сферы общения детей и взрослых через организа- цию совместного досуга, функционирование клуба для замещающих семей, проведение семинаров, мастер-классов для детей и родителей и т. д. Программа подготовки волонтеров реализуется в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015 г.), Планом мероприятий по развитию волонтерского движения в российской Феде- рации (2017 г.), государственной программой Тульской области «Развитие моло- дежной политики в Тульской области» (2017 г.) и др. и выстраивается по следую- щим направлениям: содержательное, организационное и психолого- педагогическое. В рамках содержательного направления осуществляется проведе- ние теоретических и практических занятий для добровольцев, знакомство с поня- тием «замещающая семья», результатами исследований, опытом работы социаль- но-психологических учреждений через приглашение специалистов, участие во- лонтеров в конкретных мероприятиях. На практических занятиях отрабатываются технологии, направленные на развитие взаимодействия детей и взрослых, их включение в различные виды деятельности, проектирование отдельных занятий клуба для замещающих семей. Организационное направление предполагает непо- средственное взаимодействие с социально-психологическими учреждениями, ко- торые курируют данную категорию семей, анкетирование специалистов по выяв- лению трудностей взаимодействия с семьей, проведение мероприятий для заме- щающих семей и т.д. Программа включает в себя разнообразные формы работы, уделяя особое внимание практической подготовке волонтеров, позволяющей ак- туализировать знания, умения и навыки родителей, посредством открытого диало- га, выполнения заданий либо поочередно, либо вместе с ребенком, проигрывания разнообразных ситуаций, включения в совместную деятельность. Осуществляется повышение родительской компетентности в вопросах гармонизации семейных от- ношений и воспитания приемных детей, в том числе с ограниченными возможно- стями здоровья. Например, программа клуба для замещающих семей включает следующие мероприятия: «Давайте знакомиться» – организационная встреча; круглый стол на тему «Роль семейных традиций в воспитании приемного ребен- ка»; семинар-практикум для замещающих родителей «Профилактика девиантного поведения у детей»; занятие с элементами тренинга для родителей «В гармонии с собой», «Позиция в общении ребенком (собственным и приемным)», творческая мастерская «Дом, в котором мы живем»; конкурс замещающих семей «Мы – классная семья!» и др. Психолого-педагогическое направление отвечает за про- фессиональный и личностный рост самого волонтера. Заполнение книжки лично- стного роста волонтера способствует выстраиванию индивидуальной траектории самообразования, актуализации процесса профессионального развития в данном направлении (обучение в магистратуре, трудоустройство, реализация собственно- го проекта и т.д.). При этом создается пространство взаимопоподдержки студен- тов на пути становления их индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=