Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

54 Ш. Р. Гусейнзаде, магистр направления «Психолого-педагогическое образование», психолог-педагог инклюзивного образования АНО ЦПППС «Ключи» (Москва, Россия) shabnam.guseynova@ya.ru ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ В психологии семья понимается, как слаженная система, в которой у каж- дого человека есть обусловленное место, ролевая позиция и связанный с ней набор функций. С рождением ребёнка в семье происходит перемена семейной структуры, меняются функции и назначение некоторых составляющих, опреде- ляется позиция, которую будет занимать каждый член этой структуры. При всем этом вся структура в целом принимается работать по-другому. Принципи- ально, чтобы жизнь семьи вмещала жизнь каждого родственника. Только при следовании этого правила семья станет функционировать как система, она бу- дет целостной, единой и гармонической. Семья после рождения ребенка с нарушений претерпевает огромное количе- ство трудностей, связанное с тем, что родители не представляют, как нарушение скажется на дальнейшей судьбе, они бояться за его судьбу и не знают, к кому из специалистов обратиться. После пройденного шока, родители решают дальней- шую судьбу ребенка: либо отказаться от него и поместить его в специализирован- ное учреждение, либо родители объединяются и решают одолеть все проблемы и заняться воспитанием, лечением, реабилитацией особенного ребенка. Психологическое исследование Л. М. Шипициной, нацеленное на исследо- вание межличностных взаимоотношений в семье, продемонстрировало, что большая часть семей не в состоянии без помощи других справиться с проблема- ми, появившимися с рождением ребёнка с ограниченными возможностями здо- ровья. Причём семьи имеют схожие трудности: беспокойное отношение, чувство одиночества в семье и относительное психическое благополучие. [2; с. 323] К сожалению, как пишет Е. И. Холостова, часто встречаются и негативные реакции родителей – это может быть, как и излишняя защита, так и скрытое ли- бо открытое эмоциональное отвержение, которые задерживают становление малыша или препятствуют развитию [3; с.128]. Этим семьям нужна психологи- ческая поддержка, где значение имеют специалисты по социальной помощи. Социальную помощь с начала нужно оказывать не самому ребенку, а его роди- телям для того, чтобы сформировать у них психологическую готовность к вос- питанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям важно иметь в своем социальном окружении людей, с которы- ми можно поделиться переживаниями, сомнениями и проблемами. Нужно, что- бы родители получали психологическую поддержку, ни в коем случаи родите-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=