Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
52 И. Е. Гарманова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) iriskagarmanova@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) na_peshkova@mail.ru РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В СЕМЬЕ Проблема развития у дошкольников произвольной памяти крайне актуальна в современном мире, так как она является важнейшим познавательным процессом, связанным с обучением. Она является наиболее продуктивным видом памяти из всех, которыми обладает человек. Этот вид памяти помогает человеку в дальней- шей деятельности, умственном развитии и становлении личности, то есть мы мо- жем сказать, что от нее зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. Память детей с нарушением речи характеризуется низкой сформированно- стью слуховой и зрительной памяти. У детей возникают трудности в повторении ряда слов или фраз, им трудно удержать в памяти сложные инструкции и после- довательность предъявляемых заданий. Развитие памяти и речи зависят друг от друга, без определенного уровня развития памяти не возможно развитие речи. Особую роль в развитии детей играет семья, она является главным инсти- тутом обучения, воспитания и развития ребенка. Именно в семье должно начи- наться активное развитие личности и познавательных процессов. В дошколь- ном возрасте родители могут активно развивать у своего ребенка не только эмоциональную сферу, но и все познавательные процессы, включая произволь- ную память, так как она является одной из наиболее сложных форм психиче- ской деятельности, которая непосредственно связана с речью. Исходя из специфики нарушения и особенностей возраста, мы подобрали следующую диагностическую программу: методики «Опосредованное запоми- нание» (А. Н. Леонтьев), «6 слов» (А. В. Семенович), «Запомни цифры» (Л. Ф. Ти- хомирова), «Запоминание двух групп слов» (Семаго Н. Я., Семаго М. М.), «Пик- тограмма» (Е. Л. Полоцкая) [2, 3]. На основании подобранных методик мы получили следующие результаты. По методике «Опосредованное запоминание» (А. Н. Леонтьев) было выяв- лено, что у детей с ОНР преобладает средний и низкий уровень развития про- извольной памяти, это свидетельствует о недостаточном развитии таких свойств памяти как объем и точность запоминаемого материала. По методике «6 слов» (А. В. Семенович): у детей с ОНР страдает скорость запоминания, длительность хранения и точность воспроизведения представ- ленной информации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=