Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

50 Е. Ю. Буздина, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) katerina.tula97@yandex.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Система образования РФ на сегодняшний день предъявляет особые требо- вания к уровню психологической готовности детей при поступлении в школу. Часто дошкольники сталкиваются с определенными трудностями, которые не обходят стороной и детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, большая роль отводится обучению и воспитанию дошкольников не только в образовательных учреждениях, но и в условиях семьи. Семья – это первичный и базовый институт, в котором ребёнок начинает усваивать знания об окружающем мире. Дети с особыми образовательными по- требностями, в частности, дошкольники с нарушениями зрения, в большей сте- пени , чем их здоровые сверстники, нуждаются в помощи родителей в процессе усвоения ими этих знаний. Частичная или полная зрительная недостаточность лишает их возможности получать и усваивать информацию об окружающем мире в полном объеме, поэтому родители выступают их активными помощни- ками в данном процессе. Специфичной чертой интеллектуального развития детей со зрительной не- достаточность является то, что на фоне зрительного дефекта у них наблюдается снижение познавательной активности. Понятия, усваиваемые детьми, формаль- ны, часто не имеют под собой определённого образа [3]. Исходя из этого, особую значимость имеет проблема общего интеллекту- ального развития и интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста с нарушением зрения к обучению в школе не только в образовательных учреж- дениях, но и в условиях семейного воспитания. Влияние семьи на развитие ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Л. С. Выготский подмечает, что "слепота в разной социальной среде психологически неодинакова. Слепота для дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкой герцогини, русского крестьянина и шведско- го пролетария - психологически разные факты" [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=