Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
45 иные функции: репродуктивная, экономическая, а также функция первичного социального контроля. Семья строится с фундамента, и здесь мы можем сказать, что русская се- мья фундаментирована на эмоциональной основе. Так на вопрос: «какие долж- ны быть условия для создания семьи?» 42,7 % опрошенных ответили, что важ- нейшим условием является любовь, 24 % считают, что первостепенно – взаи- мопонимание между партнерами. При опросе представителей туркменского эт- носа, мы получаем иные показатели: 42,2 % опрошенных считают, что семья должна строиться на взаимоуважении и понимании будущей ответственности, 21,31 % считают необходимым условием хороший достаток, что позволяет го- ворить о рациональном характере фундамента туркменской семьи. На вопрос: «каким должен быть характер отношений между супругами?» 63,8 % представителей русского этноса говорили о равноправии, партнёрских отношениях, которые построены на взаимном доверии. А вот представители туркменского этноса в 61,42 % случае говорили о покорности женщины и ува- жении со стороны мужа, что позволяет нам говорить о сохранении патриар- хальных традиций в туркменской семье. Говоря о причинах развода, представители обоих этносов на первую пози- цию ставят измену партнера, однако инициатором развода в туркменских семь- ях чаще является мужчина, а в русских семьях – женщина. Таким образом, мы видим, что русская семья далеко ушла от православной традиции: подчинение слову мужа, создание семьи для воспроизводства и вос- питания потомства. Семья строится на эмоциональной близости, взаимопомо- щи и договоренности. Туркменская же семья сохранила традиции предков, од- нако нельзя отрицать влияние индустриализации и глобализации на институт семьи в Туркменистане. Так, 13 % опрашиваемых говорили о равноправии, а не о главенстве мужчины, 15,2 % ставили в приоритет при создании семьи лю- бовь, а 17 % называли инициатором развода женщину, что говорит о постепен- ном преобразовании семьи и стирании границ между семьями разных этносов. Итак, в результате проделанной работы выявлено, что роль религиозных традиций в представлении о семье и её функциях в большей мере свойственна представителям туркменского этноса. Можно предположить, что снижение ро- ли религиозных ценностей в представлении о семье у русского этноса про- изошло по причине разрушения православной церкви в послереволюционный период в России и борьбы с церковью в период коммунистического правления. Литература 1. Аванесов, С. С. Духовные ценности ислама и образование: историко- культурная традиция и современность / С. С. Аванесов.– Томск, 2008. 2. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи / Г. И. Колеснико- ва.– Ростов н/Д, 2007. 3. Никитин, А. В. Русская традиционная культура / А. В. Никитин.– СПб., 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=