Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

44 Исходя из цели исследования необходимо рассмотреть семейные ценно- сти, декларируемые в конкретной стране религией, для России доминирующей религией является христианство (православие), для Туркменистана – ислам. В исламе к браку относятся позитивно, здесь нет монашества, т.к. считается, что мужчины и женщины созданы, чтобы любить друг друга и приносить по- томство [1]. По традиции, супругов выбирают родители, но они не могут заста- вить детей вступить в брак против их воли. Главная задача женщины – убла- жать мужа, и от того, насколько муж доволен женой, зависит размер получае- мых ею средств к существованию [2]. Однако если муж не может обеспечить достойной жизни, то женщина может проявить непокорность. В исламе воз- можно и расторжение брака, но на это есть определенный ряд причин, как для женщины, так и для мужчины. Христианское представление о браке имеет существенное отличие и ис- ламского. В частности, фактически рекомендуется по возможности его избе- гать, т. к. именно безбрачие является отражением святости и чистоты человека [2]. Брак рассматривается не столько как место воспроизводства потомства, сколько как место воспитания людей в соответствии с правилами религиозной нравственности [2]. Супругов выбирают родители, но они также, как и в исла- ме, не могут навязать свой выбор детям [3]. В православной семье во главе сто- ит муж и всё подчиняется слову мужа. Отношение к разводу здесь тоже иное, развод в православии – это огромный грех, и все последующие браки не будут зарегистрированы перед богом. Религиозные нормы традиционно лежат в основе построения внутрисе- мейных отношений, подтверждением этому служит многовековая история жиз- ни семьи как социального института в условиях доминирования той или иной религии. Современная ситуация существенно снижает влияние религиозных ценностей на построение семьи, однако религиозные ценности закреплены на уровне архетипов, в связи с этим, они продолжают оставаться регулирующими. Проверке этого предположения и посвящено проведенное нами исследование. В качестве испытуемых в исследовании приняло участие 110 человек, из них – 70 представителей русского и 40 представителей туркменского этносов, причем все испытуемые родились и воспитывались соответственно – в России и в Туркменистане. В качестве методики исследования был использован опрос, в ходе которого выяснялись представления о семье, её функциях, распаде се- мьи. В последующем свободные ответы были обработан методом контент- анализа. В результате анализа были выявлены различия в представлении о функциях современной семьи. За единицу счета была взята частота проявле- ний в тексте характеризующих семью категорий, причем при интерпретации результатов использовался смысловой подход, учитывалась смысловая направ- ленность и синонимические проявления. По данным анализа, для представителей русского этноса первостепенны – эмоциональная, духовно-терапевтическая, коммуникативная, а также экономи- ческая функции семьи. В туркменском этносе на первый план выходят немного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=