Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
42 смогут справиться с проблемами. М. Уайт отмечает, что «если человек и про- блема суть одно, то существует очень мало способов избавления от проблемы, помимо причинения вреда самому себе. Но если отношения человека с пробле- мой становятся более определенными, четко и ясно описанными, как это про- исходит в экстернализирующих беседах, появляется новый набор возможно- стей для пересмотра этих отношений» [1, с. 38]. Отсюда вытекает основная за- дача психотерапевта: помочь членам семьи посредством экстернализации своей проблемы по-новому увидеть свой опыт. И постепенно члены семьи начинают осознавать, что то, что им внушает проблема и кем они являются, – это не одно и то же. Это позволяет членам семьи перейти на новую позицию – начать дей- ствовать так, чтобы уменьшить влияние проблемы и воплотить в жизнь то, что для них важно. Для проведения таких бесед М. Уайт разработал «Карту определения по- зиции». Эта карта позволяет беседу разделить на этапы с опорой на четыре ка- тегории вопросов. Первый этап – определение проблемы, по поводу которой членов семьи обратились на терапию, причем максимально приближенно к их опыту, т. е. избегая терминологии и постановки различных диагнозов или са- модиагнозов. Здесь важно выяснить не только как понимают эту проблему ро- дители, но также как сам ребенок ее понимает. Второй этап – выяснение, как проблема влияет на разные области жизни членов семьи, в которых выявлены сложности, т.е. исследование последствий воздействия проблемы. Третий этап – оценивание «поступков» проблемы и последствий ее воздействия на разные об- ласти жизни. И, наконец, четвертый этап – обоснование такой оценки, т. е. по- чему члены семьи выбирают ту или иную позицию, почему это нравится или не нравится, почему они именно так относятся к тому, что происходит. В заключении хотелось бы отметить, что в ходе экстернализирующей бе- седы клиенты не освобождаются от проблемы. Однако они приходят к понима- нию, что сами не являются проблемой. Кроме того, у них появляется возмож- ность сместить проблему с центральной позиции в своей жизни. А также появ- ляется возможность разработать способы, как избежать негативного воздейст- вия проблемы на свою жизнь. И это является первым и очень важным шагом к дальнейшей работе с семьей. Литература 1. Уайт, М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную тера- пию / М. Уайт.– М.: Генезис, 2010. 2. Goldenberg, I. Family therapy: an overview / I. Goldenberg, H. Goldenber.– Belmont, CA: Thomson Higher Education, 2008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=