Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
20 деленных проблем в общении между представителями разных поколений, сла- бой заинтересованностью в делах друг друга, но присутствует взаимная под- держка, конфликты находятся в стадии разрешения. Высокий уровень характе- ризовался наличием большого количества родительско-детских конфликтов в семье и свидетельствовал о том, что имеются проблемы в семейном воспита- нии. Конфликты не находят разрешения, поэтому общение часто носит нега- тивный характер. Такие семьи относятся к разряду кризисных и требуют кор- рекции проблем. Констатирующий этап эксперимента содержал пять ступеней. Первая сту- пень была направлена на выявление родительско-детских конфликтов в семье при проведении опроса учащихся и их родителей по методике А. Берна “Кон- фликты в семье”. Исследование проводилось индивидуально с каждым уча- щимся группы и его родителями. Из опрошенных нами 30 семей десять (30 %) имели средний уровень наличия детско-родительских конфликтов, 4 семьи (12 %) имели низкий уровень, а 16 семей (53 %) – высокий уровень детско- родительских конфликтов. На основе полученных данных мы определили ра- бочую группу нашего экспериментального исследования. К ней мы отнесли се- мьи, имеющие высокий уровень наличия детско-родительских конфликтов, то есть всего 16 семей. Вторая ступень была направлена на выявление уровня внутренней агрес- сии и личной конфликтности членов семей при проведении анкетирования “Типы конфликтов в семье” с родителями и рисуночной диагностики “Семей- ная социограмма” с детьми. На основании результатов исследования мы выяс- нили, что 1 семья (6 %) имеет низкий уровень конфликтности и внутренней аг- рессии, 7 семей (44 %) находятся на среднем уровне, и 8 (50 %) относятся к вы- сокому уровню, что свидетельствует о повышенной требовательности и напря- женности в семье. Третья ступень констатирующего этапа эксперимента была направлена на определение уровня толерантности, взаимопомощи и взаимоуважения, то есть основных качеств личности, необходимых для преодоления семейных кон- фликтов. На ней организация исследования проводилась на основе методики “Семейная дипломатия или насколько мы терпимы” М. Н. Буянова. По резуль- татам исследования видно, что 3 семьи (19 %) имеют высокий уровень сформи- рованности основных качеств личности, таких как толерантность, взаимопо- мощь и взаимоуважение, 5 семей (31 %) – средний уровень, а 8 семей (50 %) относятся к низкому уровню. Четвертая ступень констатирующего этапа эксперимента была направлена на выявление особенностей совместной деятельности членов семей. Исходя из полученного материала, мы сделали вывод, что у многих семей возникли разно- образные проблемы в процессе совместной деятельности. Только 3 семьи (19 %) семей не испытывают серьезных проблем при общении и совместной дея- тельности. В остальных случаях неизменно возникают семейные конфликты. Пятая ступень констатирующего этапа эксперимента была направлена на определение уровня сплоченности и гибкости в семьях. При анализе данных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=