Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

19 О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru Ю. М. Васина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru О. А. Асмаловская, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oksana.as@mail.ru ОЦЕНКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на де- тей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желае- мых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляет- ся в неразрывном единстве. [1] Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с образовательными учреждениями, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Вопросами преодоления конфликтов в семье занимались многие зару- бежные и отечественные педагоги, такие как А. И. Антонов, В. И. Нефедов, Ю. П. Азаров, А. Фром, М. Н. Буянов, И. Ю. Шилов, М. С. Мацковский и дру- гие. И. Ю. Шилов определяет семейное воспитание как процесс взаимодействия родителей и детей, который направлен на успешное освоение последующими поколениями опыта, традиций, норм и правил поколений предыдущих. Анализ литературы позволил определить, что целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. [2] Целью констатирующего эксперимента было: – выявить состояние конфликтов в родительско-детских отношениях; – разработать критерии оценки уровня родительско-детских конфликтов. На основе исследований Ю. П. Азарова и М. Н. Буянова мы разработали уровни детско-родительских конфликтов в семейном воспитании. Низкий уро- вень наличия родительско-детских конфликтов в семье характеризуется дове- рительными отношениями между членами семьи, взаимопомощью и взаимо- уважением, мотивированием на приоритеты семейных ценностей. Средний уровень наличия родительско-детских конфликтов предполагает наличие опре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=