Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

153 оценки прокрастинации PASS» (Procrastination Assessment Scale-Students) L. J. Solomon, E. D. Rothblum (русскоязычная адаптация М. В. Зверевой); 2) оп- росник анализа семейного воспитания (АСВ) для родителей детей 11–21 года Э. Г. Эйдемиллера. Данные были подвергнуты статистической обработке с по- мощью программы SPSS Statistics v. 19. Для анализа взаимосвязи между пара- метрами академической прокрастинации и стилями семейного воспитания при- менялся корреляционный анализ Спирмена, поскольку анализируемые пере- менные, согласно тесту Колмогорова-Смирнова, имели распределение, отлич- ное от нормального. В отношении выборки студентов была обнаружена сильная положительная взаимосвязь между показателем «вызов» и таким стилем родительского воспи- тания, как гипопротекция (r = 0,455; p ≤ 0,05). Таким образом, студенты, в от- ношении которых родители избирают такие тактики, как минимизация сил, времени, внимания, в студенческом возрасте склонны откладывать выполнение заданий на длительный срок, так как необходимая для работы активация орга- низма чаще всего наступает ближе к дедлайну. Данная закономерность может быть связана с тем, что родители уделяли мало внимания и времени ребенку в детстве, с одной стороны, не сформировав представление о родительском контроле, а с другой стороны, не выработав привычку делиться результатами своей деятельности с ними. Также была выявлена положительная взаимосвязь между плохим перфек- ционизмом и таким стилем родительского воспитания, как гиперпротекция (r = 0,218; p ≤ 0,05). Таким образом, студенты, в отношении которых родители из- бирают такие тактики, как минимизация сил, времени, внимания, более склон- ны демонстрировать неуверенность при выполнении даже простых задач, не- решительность при предъявлении конечных результатов деятельности и т. д. Кроме того, была обнаружена сильная отрицательная взаимосвязь между показателем плохого перфекционизма и такого стиля родительского воспита- ния, как потворствование (r= -0,512; p≤ 0,05). Таким образом, студенты, в от- ношении которых родители избирали / избирают такую тактику, как стремле- ние к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей, будут менее склонны демонстрировать неуверенность при выполнении простых задач, а также будут более решительными при предъявлении конечных резуль- татов деятельности и т. д. Данный результат может объясняться склонностью подобных индивидов переоценивать результаты своей деятельности. Наконец была выявлена слабая положительная взаимосвязь между таким стилем родительского воспитания, как чрезмерностью требований-запретов, и показателем плохого перфекционизма (r = 0,143; p ≤ 0,05). Таким образом, студенты, в отношении которых родители избирают такую тактику, как предъ- явление огромного количества требований, ограничивающих их свободу и са- мостоятельность, будут более склонны к промедлениям по причине неуверен- ности и нерешительности. Данная закономерность может быть связана с тем, что в детстве к индивиду предъявляли завышенные требования, а также подав- ляли свободу, тем самым ингибируя развитие самостоятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=