Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

152 С. И. Хонский, старший преподаватель УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) s.khonskiy@gmail.com М. В. Вашкевич, студент IV курса УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) marina.vashkevich@mail.ru ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ На данном этапе в психологии нет единого определения понятия прокра- стинации, поэтому мы предпочтем воспользоваться трактовкой C. Lay, который определяет данный термин как добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности [1]. Академическая прокрастинация предпо- лагает откладывание выполнения учебных заданий. Наиболее выражена акаде- мическая прокрастинация в таких формах учебной деятельности, как письмен- ные сочинения, подготовка к экзаменам и выполнение рутинных домашних за- даний [2]. При этом академическая прокрастинация может оказывать негатив- ное воздействие как на деятельность студента, так и на состояние его психоло- гического благополучия, самоуважение и самооценку [3]. К основным факторам, ведущим к академической прокрастинации, иссле- дователи относят следующие условия учебного процесса, провоцирующие промедление: навязанность заданий извне; отсроченность последствий; дли- тельный срок, данный на выполнение; скучные, рутинные, неприятные задания; высокая занятость другими делами; отсроченность в получении удовольствия или наград; любые письменные задания [2; 3]. Вместе с тем достаточно мало внимания уделяется изучению влияния воз- действующих более длительное время на студента факторов на его склонность прокрастинировать. Одним из таких факторов является стиль семейного воспи- тания как выразитель эмоциональной включённости родителей в жизнь юноши / девушки, степени контроля и заботы, а также понимания ими содержания воз- растных и индивидуальных потребностей. С целью восполнения данного пробела нами было проведено исследова- ние, в котором приняли участие 40 респондентов, являющихся студентами 1–3 курсов Командно-инженерного института. Среди них 22 студента мужского по- ла и 18 – женского пола в возрасте 18–21 года. Кроме того, в исследовании при- няли участие 40 родителей студентов КИИ в возрасте 42–58 лет. Для сбора эм- пирических данных использовались следующие методики: 1) опросник «Шкала

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=