Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

148 строят без помощи взрослого. Оптимальный уровень рассуждений на констати- рующем этапе эксперимента выявлен не был. Допустимый уровень – структура рассуждения неполная, состоит из тезиса и доказательства, выводы отсутствуют. Высказывание недостаточно разверну- тое, аргументация содержит 2–3 положения. Причинно-следственные связи, как правило, раскрываются, однако, для доказательства выдвинутых тезисов не все- гда вычленяются существенные признаки, рассуждение часто опирается на описание. Для связи смысловых частей используются союзы (потому что, если, поэтому). В высказывании имеются длительные паузы. Допустимый уровень высказываний типа рассуждений был выявлен у 40% дошкольников. Критиче- ский уровень – рассуждения детей не содержат выводов. Доказательство не ар- гументированное, не более одного положения, в большинстве случаев основы- вается на несущественном признаке связи между смысловыми частями, фор- мально иногда используется союз (потому что). В высказывании много дли- тельных пауз. Критический уровень был выявлен у 60 % детей [2]. Исследова- ния влияния семьи на развитие речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что, если ребенку уделяется значитель- ный объем внимания со стороны близких взрослых, развитие высказываний ти- па рассуждений у него будет на достаточно высоком уровне. В таких семьях дошкольник может находиться в совместной деятельности с взрослыми (на- пример, на дачном участке), с ним производят наблюдения за изменениями природы в разное время года (в парке, на прогулке), чтение литературы и рас- сматривание картинок в книгах, беседы по поводу того, что изображено на этих картинках, о содержании прочитанного текста. Взрослые задают детям вопро- сы, на которые им необходимо ответить, обосновав свое мнение. В результате дошкольнику удается создать развернутое высказывание, он может аргументи- ровать свою точку зрения, установить причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, при этом выделяет существенные признаки предметов. Если же ребенку оказывалось меньше внимания со стороны семьи, с ним не занимались, то дошкольник не может не только самостоятельно, но и с по- мощью вопросов взрослого создать более или менее связное высказывание. Оно будет недоказательно, нелогично, минимально по объему. Конечно, основная роль в развитии речи-рассуждения у детей отводится логопедам и педагогам. Но для закрепления полученных в процессе обучения знаний особое место за- нимает семья. По рекомендации специалистов они могут использовать различ- ные игровые приемы, которые замотивируют ребенка к развернутому высказы- ванию типа рассуждений. Например, предложить рассказать о своей любимой игрушке. Дошкольнику можно задавать наводящие вопросы в определенной последовательности для соблюдения структуры рассуждения. Развитие речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с об- щим недоразвитием речи в условиях семейного воспитания будет наиболее эф- фективным, если близкие родственники будут постоянно закреплять знания, полученные в дошкольном учреждении, приумножать их жизненный опыт, по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=