Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

147 Ю. В. Рыжова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) rizh97@yandex.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В дошкольном возрасте ребенок в большей степени зависит от взрослых. Поэтому основная роль здесь принадлежит семье. Именно в семье, при обще- нии с близкими взрослыми, ребенок главным образом овладевает речью. У старших дошкольников на первый план выходит развитие наиболее сложного типа монологической речи – рассуждения, который характеризуется применением более сложных речевых средств, высоким уровнем произвольно- сти и осознанности. Дети учатся правильно объяснять какие-либо факты, аргу- ментировать свою точку зрения, раскрывать причинно-следственные отношения. Для того чтобы старшие дошкольники овладевали связной речью типа рас- суждений, необходимо создать ряд условий, в котором важную роль имеет именно семья. Во-первых, организация содержательного общения взрослых с детьми в процессе какой-либо деятельности. В результате увеличиваются зна- ния и представления детей о предметах и явлениях окружающей действитель- ности, расширяется словарный запас. Во-вторых, создание каких-либо про- блемных ситуаций. Они способствуют установлению связей и отношений меж- ду объектами реального мира и их вербальными выражениями. Частота и ха- рактер рассуждений старших дошкольников будет зависеть непосредственно от содержания и формы общения с ними взрослых [1]. При проведении экспериментального исследования нами были выделены три уровня связных высказываний типа рассуждений у детей старшего дошко- льного возраста. Оптимальный уровень – структура рассуждения полная, состоит из тезиса, доказательства и вывода. Высказывания развернутые, они достаточно доказательны, аргументированы и логичны. Аргументация содер- жит 3–4 положения. В ней раскрываются причинно-следственные отношения, дети способны выделять существенные признаки предметов. Для доказательст- ва выдвинутых тезисов, для связи смысловых частей используются различные языковые средства (потому что; так как; потому; если; значит; следовательно). При создании высказывания дети достаточно самостоятельны, рассуждения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=