Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
146 эмоциональных состояний по картинкам и схематическим изображениям. Аде- кватное раскодирование и вербализация эмоций при предъявлении стимульного материала с изображением социальных эмоций были продемонстрированы только 17 % испытуемых, причем все они имели диагноз ЗПР психогенного происхождения. По мнению специалистов, дети, которые воспитываются в семьях, где роди- тели стараются создать ребенку с задержкой психического развития эмоциональ- ный комфорт с избеганием тревожности, развивают его познавательные интересы, правильно определяют и называют эмоциональное состояние персонажа на предъявляемой картинке. К сожалению, дети, которые не получали достаточно внимания со стороны родителей, демонстрируют понимание эмоционального со- стояния только через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию, с трудом подбирают словесное обозначение эмоционального состояния. От того насколько активно родители, участвуют в процессе воспитания, зависит успех их воспитательной деятельности. Доброжелательное общение в семье положительно влияет на детскую психику, способствует позитивным эмоциональным переживаниям, становится школой социальных чувств. По мнению ученых, на идентификацию эмоций влияет то, какие эмоции чаще всего выражают родители: позитивные или негативные. Дети, родители которых наиболее часто выражали негативные эмоции, хуже идентифицируют эмоции других людей, в сравнении с детьми, родители которых чаще выражали позитивные эмоции. Возможно, это связано с тем, что люди, часто переживаю- щие негативные эмоции, имеют некоторые особенности: они берут под кон- троль выражение своих эмоций, подавляют негативные и симулируют позитив- ные эмоции. То сообщение, которое родитель посылает ребенку, выражая ту или иную эмоцию, сложно для понимания, имеет подтекст и скрытый смысл, который сложно понять ребенку в силу уровня его развития. Легче распознают- ся наблюдателем эмоции, которые выражают люди, склонные к положитель- ным эмоциям, так как они не контролируют их выражение. Семья для ребенка является ближайшей микросредой, формирующей лич- ность. Самое лучшее средство воспитания - хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его про- блем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [3]. В заключение хотелось бы сказать о том, что очень важно своевременно обратить внимание на особенности в психическом развитии своего ребенка – чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития, тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения. Литература 1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2001. 2. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка / Е. И. Изотова, Е. В. Ни- кифорова.– М.: Академия, 2004. 3. Карелина, И. О. Проблемы эмоционального развития детей в современ- ной зарубежной психологии / И. О. Карелина // Ярослав. пед. вестн.– 2008.– № 3 (56)– С. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=