Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

145 Т. П. Полякова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) polyaktanya@yandex.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями во многом зависит от гармоничных отношений в семье, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитатель- ных воздействий. Семья – это та социальная среда, где ребенок не только рас- тет и развивается, но и формируются его морально-нравственные качества, от- ношение к людям, представление о характере межличностных взаимодействий. В последнее время наблюдается прямая зависимость особенностей разви- тия ребенка от обстановки в семье. Ни для кого не секрет, что родители играют огромную роль в жизни ребенка, и именно на них ложится основная ответст- венность за его развитие. Важной составляющей всей системы коррекционно- педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача специалистов научить родителей использовать, необходимые способы и приемы проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить с ее содержанием. Проблема идентификации эмоций дошкольниками с задержкой психиче- ского развития остается очень острой на сегодняшний день. Так как социализа- ция ребенка с задержкой психического развития невозможна без правильного понимания и способности идентифицировать эмоции, ведь понимание и иден- тификация эмоций являются важнейшим компонентом межличностного взаи- модействия. Важным фактором формирования отношений ребенка с другими людьми является развитие у него способности ориентироваться в признаках различных эмоций, умение оценивать эмоциональные сообщения других людей, понимать эмоциональную информацию и использовать ее в ходе социального взаимодей- ствия. В свою очередь приобретаемый социальный опыт определяет значи- тельную часть индивидуальных вариаций в понимании детьми эмоций. Проведенные нами экспериментальные исследования по диагностике эмо- циональной идентификации у старших дошкольников с ЗПР показали, что пра- вильно идентифицируют базовые эмоции только 30 % детей, остальные допус- кают ошибки в большинстве случаев при выполнении заданий на понимание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=