Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
144 компоненты), нами были выбраны 5 диагностических методик («Лесенка» В. Г. Щур, методика определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров, «Методика Дембо-Рубинштейн» в модификации А. М. Прихожан, Методика «Проба Де Греефе», Методика «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л. П. Понома- ренко), которые позволяют исследовать самооценку в старшем дошкольном возрасте. Эти методики наиболее соответствуют поставленным целям данного исследования. Так же большим плюсом является эргономичность в проведении и интерпретации результатов. Экспериментальные исследования, проведённые нами, дали возможность диагностировать, что у 60 % старших дошкольников с ОНР преобладает неаде- кватная самооценка по типу завышенной. Дошкольник воспринимает себя глазами окружающих его близких людей. В этом возрасте в целом самооценка на высоком уровне, данный показатель помогает осваивать новые виды деятельности, быть включённым в процесс учебной дошкольной подготовке. Оценка взрослым во многом влияет на оценку дошкольника самого себя. Поэтому заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные дают неверные представления детям о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время оказывают положи- тельное влияние в организации деятельности ребёнка, мобилизуя его силы. Литература 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова.– 6-е изд., стер.– М.: Изд. центр «Академия», 2004. 2. Аникович, О. А. Проблема формирования самооценки в период дошко- льного детства / О. А. Аникович, О. В. Лебедева.– М., 2012. 3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс.– М.: Прогресс, 2004. 4. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина.– // Психол. журн.– 2011.– № 1.– С. 54–65.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=