Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

143 А. А. Овсянникова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) nastya.ovsyannikova2015@yandex.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Семья является базовым фундаментом общества, формирующей основой качеств человека, а также пропускным билетом в мир социальных отношений. Семья представляет собой первый и главный институт воспитания, направ- ляющий вектор социализации и развитие ребёнка. Начальный этап развития личности и характера ребёнка в целом начинается в семье. Проблема становления самооценки личности, является одной из самых ак- туальных тем в психологии. Самооценка является одним из ключевых условий, благодаря которому индивид становиться полноценной личностью: у него фор- мируется потребность соответствовать, как уровню окружающих, так и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка вы- ступает как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Исследователи определяют самооценку как сложно структурированное об- разование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье (У. Джеймс, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, К. К. Платонов, К. Рoждерс, В. В. Стoлин, Э. Эриксoн). Ряд дру- гих авторов (Л. И. Бoжoвич, Р. Б. Стеркина и др.) рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мoтивациoннo-пoтребнoстнoй сферы личности ребёнка. Актуальность данной проблемы заключается в том, что самооценка явля- ется важным регулятором взаимоотношений ребенка с обществом, его даль- нейшей интеграции в него. От самооценки зависит то, насколько ребенок тре- бователен к себе, его отношение к собственным успехам и неудачам. Не случайно был выбран дошкольный возраст для проведения нашего ис- следования, именно в таком возрасте формируются возможности для воспита- ния элементов самосознания, в частности самооценки. В. С. Мухина отмечает, что самосознание – это восприятие ребёнком того, какими качествами он обла- дает, как относиться к нему окружающие и чем вызвано такое отношение [1]. Учитывая особенности возраста, специфику нарушения, а также выделен- ные Р. Бернсом составляющие самооценки (когнитивный и эмоциональный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=