Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

141 Е. Д. Котова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) k.pokatova@mail.ru О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ Малые Фольклорные жанры – это небольшие по объёму фольклорные произведения такие как: потешки, загадки, песенки, прибаутки, пословиц и по- говорки. В. А. Сухомлинский полагал, что песенки, потешки, являются необходи- мым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, насыщенной индивидуальности. С помощью малых форм фольклора ребята обучаются высказывать ту либо другую интонацию: печаль, мягкость и ласку. А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для формирования образности речи. Такие народные произведения входят в нашу жизнь очень рано, еще задол- го до умения разговаривать. Когда мамы поют колыбельные перед сном, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает определенными элементами содержания данных песен. А затем разучивание смешных потешек, пословиц, скороговорок и стихотворений к утреннику в дет- ском саду, которые являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, помогают готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формированию интонацион- нальной выразительности его речи. Конечно, основную роль в развитии образной речи у детей с общим недо- развитием речи посредствам малых фольклорных жанров играет логопед и педагог. Но для улучшения и закрепления, полученных в про- цессе обучения знаний особое место, занимает семья. Дети с заинтересованно- стью, восхищением стараются подрожать взрослому, повторить его действие. Повторяя совместно с педагогом, родителями стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. На основании этой пользы малых фольклорных жанров, для развития об- разности речи нами было проведено экспериментальное исследование, резуль- таты которого показали, что только у 30% детей образная речь развита на сред- нем уровне. Остальные испытывают трудности в большинстве случаев при вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=