Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

140 Особую проблему представляет развитие бытового поведения и навыков самообслуживания. Привычные ситуации и домашние предметы считаются первыми объектами, на основе которых строятся контакты с ребенком, в этом заключается сложность обучения его бытовым навыкам. В то же время аутичный ребенок может научиться сложному действию са- мостоятельно, но через подражание другому человеку – очень редко. Однако в этом случае овладение навыком может быть соотнесено только с определен- ной ситуацией и редко используется в другой. Если, действуя путем проб и ошибок, подражая взрослым, дети в норме овладевают многими умениями и навыками, то ребенку с аутизмом необходимо специальное обучение и многократное, совместное со взрослым овладение по- вседневно-бытовыми ситуациями. Для развития личности, возможности полноценной жизни необходимо раннее обучение ребенка социально-бытовому ориентированиюи навыкам самообслуживания. Очень важно организовать ситуацию успеха, начинать с простого, поощ- рять и постепенно предоставлять самостоятельность, обеспечить поддержку так, чтобы у ребенка было ощущение безопасности и уверенности. Для того, чтобы ребенок с ранним детским аутизмом чисто умывался, са- мостоятельно ел и одевался, важно поощрять, предоставлять больше самостоя- тельности, подключать его к легким действиям, чтобы в его сознании укрепи- лась мысль, что он успешен и может все делать сам. После этого такие дети на- чинают чувствовать себя спокойнее, лучше регулируют свое поведение. Особенно важным для овладения ребенком социально-бытовыми навыка- ми является создание повседневной ситуации. Четкий распорядок дня, семей- ные привычки и традиции дают установку безопасности, комфортности и необ- ходимости эмоционального контакта со взрослым. Опираясь на привычные лю- бимые дела, нужно построить его день так, чтобы обучение самостоятельности стало необходимой «лесенкой» к положительным эмоциям. Если постоянный режим дня еще не сложился в семье, следует установить для всех непреклонно соблюдаемый распорядок домашних дел (занятие, сон, еда, прогулка, игры). По мнению Е. Р. Баенской, благодаря многократному совместному со взрос- лым эмоциональному переживанию повседневных жизненных ситуаций ребенок начинает больше включаться в окружающие его события, откликаться на обраще- ние. Таким образом, наряду с появлением естественной прагматической заинтере- сованности в выполнении действия, социально-бытовые навыки постепенно встраиваются в контекст эмоциональных отношений ребенка с миром [2]. Также можно завести альбом «картинки-расписание», где изображено, как ре- бенок ест, одевается, гуляет и т. п. Эти изображения можно менять, идя от простого к сложному, что способствует обучению умениям и навыкам повседневной жизни. Литература 1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин.– 2-е изд.– СПб.: Питер, 2013. 2. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.– 7-е. изд.– М.: Теревинф, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=