Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
139 Д. А. Ермакова, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) daniella322@gmail.com Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ФОРМИРОВАНИЕ БЫТОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ Ранний детский аутизм в настоящее время считается психолого-педаго- гической проблемой. Это нарушение охватывает все стороны психического разви- тия ребенка. Как пишет Е. П. Ильин, аутизм – это уход от действительности с фиксаци- ей на своем внутреннем мире, на аффективных переживаниях. Как психопато- логический феномен – это болезненный вариант интроверсии. Проявляется в эмоциональной и поведенческой отгороженности от реальности, свертывании или полном прекращении общения, «погружении в себя» [1]. Аутичный ребенок имеет желание контактировать с людьми, любит взаи- модействовать со взрослыми и может привязаться к ним, но это дается ему с огромным трудом. Такие дети больше не могут общаться, чем не хотят. По- этому с ребенком с синдромом раннего детского аутизма необходимо устано- вить эмоциональный контакт. Когда ребенок готов при поддержке взрослого переступить через свой страх, преодолеть неприятную для себя ситуацию, только тогда можно гово- рить о том, что налажен прочный эмоциональный контакт и ребенок доверяет взрослому. Для освоения новой сферой деятельности, необходимо то самое до- верие, при котором возможен определенный нажим в отношении ребенка. Постоянное углубление эмоционального контакта, эмоциональное тонизи- рование и стимулирование ребенка, выявление его сильных сторон (силы, сме- лости, ловкости и т. д.) освоение доступных ему навыков – это важная система- тическая работа с ребенком. Важно заметить, что, когда ребенок уверен в себе, активен в освоении окружающего пространства, страхи и тревожность слабеют и зачастую проблемы теряют свою актуальность, а некоторые другие становит- ся возможным решать более целенаправленно. Развитие эмоционального взаимодействия, преобладание игровых методик занимают первоочередное место в развитии способностей маленьких детей с аутизмом. Постепенное подключение ребенка к выполнению посильных дей- ствий происходит через обучение в естественном режиме дня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=