Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

131 ского взаимодействия. Согласно исследованиям Г. М. Королевой, перечислен- ные особенности составляют этнокультурную компетентность личности. По мнению автора, личность, овладевшая этнокультурной компетентностью, имеет навыки ориентировки в ситуации межэтнического взаимодействия адекватно, достойно, благородно, обладая свойствами высокой морали, неся ответствен- ность за свою мировоззренческую позицию» [2, с. 280]. Раскрывая этнокуль- турную компетентность в традициях изучения социально-психологических свойств личности, А. Н. Некрасова [3] указывает на определенную направлен- ность и готовность быть участником ситуаций межэтнического общения, уме- нием включаться в окрашенные национальным характером мероприятия, что позволяет установить взаимоотношения с представителями иных этнокультур- ных традиций. Поликультурная образовательная среда ДОО должна стать площадкой, осуществляющей единство воспитательного воздействия, где в общении с вос- питателями и сверстниками происходит становление и изменение мотивацион- ной и ценностной сфер личности воспитанника из семьи мигрантов, переселен- цев, возникает возможность для предъявления и выработки социально приня- тых норм и способов поведения. Следовательно, эмоциональное благополучие коллектива ДОО в ситуации интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно, при условии взаимодействия окружающих его взрослых - педагогов и родителей воспитанников. Работа педагогов ДОО с воспитанниками и родителями-представителями этнических групп базируется на осознании значимости и необходимости поли- культурного воспитания и образования всеми членами семьи воспитанников. Залогом эффективности работы с детьми и родителями из семей мигрантов яв- ляется специальная подготовка педагога, которая включает в себя: создание информационного и методического обеспечения работы педагога в полиэтни- ческих группах ДОО; организация практикума по овладению навыками работы с воспитанниками и родителями из семей этнических групп; ознакомление пе- дагогов с накопленным передовым педагогическим опытом в этой области; те- кущее консультирование педагогов полиэтнических групп дошкольной образо- вательной организации. В современных реалиях необходимо ориентироваться на возможность по- строения такой системы дошкольного образования, которая готовит ребенка к жизни в глобальном, культурно-разнообразном мире, развивает способность к ориентации в изменчивом геополитическом пространстве и оптимальному ис- пользованию ресурса культурного разнообразия. Литература 1. Концепция полиэтнической школы // Теория и практика предупрежде- ния коммуникативной депривации в полиэтнической образовательной среде: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (30 окт.–1 нояб. 2006 г.) / Под ред. Л. Н. Бережновой, И. П. Лысаковой.– СПб., 2006.– С. 89–101.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=